Диалектика. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора

Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора. Основатель – Сократ. Затем она разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (Гераклит, Зенон, Кант и т.д.). Гегель характеризовал диалектику как душу истинного познания, как принципы, вносящие в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Гегель сформировал 3 основных закона диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон взаимопроникновения противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Фейербах (1804-1872гг.) в 1842 году дает развернутую критику Гегеля. Философ не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли, она сама не может создавать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и человека – бессмысленна. Абсолютный дух Гегеля есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.

Философия Фейербаха складывается из отношений человека и природы, где человек – это часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек – абстрактное биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности.

Всякие сомнения и споры кончаются тем, где начинаются чувственные знания.

Существует 2 ступени познания:

- деятельность сердца, полное чувственной энергии;

- деятельность головы, нацеленной на общее.

Чувства дают представление о предмете. Рассудок – название его. Но название – это только представитель предмета, часто порождающий заблуждение. Критерий истины – это согласие людей во мнениях. Фейербах атеист, он доказывает, что не Бог создал человека, а человек создает разные религии, т.е. создает себе Бога. Предлагает ввести новую религию – религию любви, где любовь – это религия, а Бог – это достижения любви. Человек должен открыть бога в себе, в высших своих побуждениях, в любви, в том числе в отношениях мужчины и женщины. Человек человеку – бог, личное счастье возможно в связи со счастьем другого, человеческий род продолжается благодаря действию этих чувств.

ЛЕКЦИЯ №9. Тема: «Русская Философия»

Принятие христианства русским народом в 988г., явилось поворотным пунктом его развития. Процесс христианализации потребовал от тогдашних мыслителей теоцентрических представлений, что приблизительно соответствует западно -европейской средневековой философии.

Реформы Петра 1 способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов западно- европейской философии в России относится ко 2 четверти 19 века, без малого через век произошла социалистическая революция. Многие философы оказались в эмиграции, где и продолжали свои изыскания. В 40-5 Огг. 19век идейные споры велись, в основном, о будущих путях развития России.

Западникам, ориентировавшихся на европейские модели, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и собранности народа.

Славянофилы: Алексей Степанович Хомяков, считая истинной христианской религией православия. В католизации есть единство, но нет свободы. В протестатизме свобода не поддерживается единством, только для православия характерна собранность или обязанность, сочетание единства и свободы, отражающееся на любовь к Богу.

Данилевский И. С. Ещё до Менделя развивал концепцию культурно - исторических типов. Общечеловеческой цивилизации нет, есть определённые типы цивилизации (их 10), среди которых наиболее яркий по своему будущему развитию - это славянский историко -культурный тип. Под влиянием славянофильства появляются:

Достоевский - развивал идею приоритета искусства с учётом силы её влияния на население над наукой.

Почвой для Достоевского являлись родственные единения с русским народом. Быть с народом, значит иметь в себе Христа. Предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. На 1 план выходит вопрос о смысле жизни, он решается не на путях рациональных рассуждений, а в есоне глубины переживаний.

Л. Н. Толстой. В отличие от Достоевского, Христос для Толстого, не Бог, а человек, научивший других применять любовь, а именно не противление злу насилием. Принцип, который входит к конфуцианству, будущему и даосизму. Толстой создаёт философию любви, в основе которой лежит этика, в её религиозной форме.

Вывод: подлинным нервом философского славянофильства является религиозно -этическое искательство и надежда, что на этом пути славянам повезёт больше, чем другим.

Западники: А. И. Герцен. Все его функции построений проигрывает идея единства - это единство природы и человека, материи и рационального мышления, индивида и народа и т. д.

В политической области он стремится к достижению общества без насилия и артогонизма. Герцен стоял одним из родоначальников русского народничества. Он выступал против крайностей революционного нигелизма (отрицание всего «Отцы и дети» Базаров), призвав к свершению государства, бунтов, без должностной научной подготовки населения.

Н. Г. Чернышевский. Его внимание было направлено на человека. Он разрабатывал проблемы экономики. Определил условие быта, имеющее первостепенное условие для жизни.

Чувства материальны. Любовь и ненависть - это химические реакции. В отличие от Маркса, основное внимание уделяет этике и эстетике. В этике - он сторонник «разумного эгоизма», т. е. согласованность с внутренними убеждениями и рациональным выбором, который может быть сопряжён и с жертвами, но жертва должна быть осмысленной.


В эстетике он также сторонник разумного эгоизма, для него прекраснее - это политика жизни, если речь идёт о произведении искусства, то она должна ориентироваться, прежде всего, в его связи с реальной повседневной жизнью.

Западники были уверены, что россиянам надо учиться философствованию у Европы, при этом они стремились придать философствованию идеальный прикладной характер, пытались использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности.

ЕВРАЗИЙЦЫ: Отцом евразийства считается князь Трубецкой, который утверждал единство русской и турецкой культуры.

Во первых, в ней нет разногласий между мыслью и действительностью. Во вторых, русский царь - наследник монгольского хана, и именно поэтому монархия лучшая форма государственного устройства для русских людей.

Л. Н. Гумилёв. Он полагал, что этноэ (народ) активен, благодаря энергетическим импульсам биокосмического происхождения.

В. С. Соловьёв - прекрасный знаток философских систем, как западных так и восточных, был недоволен их частичностью и отвлечённостью.

Рационализм берёт общее; амперизм - частное, но и там и там они занимаются чем-то частным, а не единым.

Сама полнота бытия требует, чтобы это сущее было личностью- всеблагой, любящей, милостливой, волевой, но это и есть Бог, который олицетворяет собой политическое всеединство. Философия Соловьёва абсолютно осуществляет благо через истину в красоте.

3 абсолютных ценности:

1- благо, как реализующее или воля.

2- истина, как реализующее размышление.

3- красота, как реализующее чувство всегда образуют единство, смыслом которого является любовь.

Любовь - это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь- это воссоединение в Боге, это истинная духовность, которая обеспечивает спасение, воскрешения человека, и вместе с тем, приобщает его к вечности, т. е. приодолеванием им смерти. Истину добывает высоконравственная человеческая безнравственность. Наука служит силой разрушения, тоже самое относится и к искусству, если оно не наполнено нравственным смыслом.

Философия антропоцентрична Человек- вершина творения Бога. Общество- это расширенная личность, сосредоточенное общество.

Все общественные и личностные разногласия разрушаются при стремлении к совершаемому добру, что касается права, то оно необходимо, ибо не допускает крайних проявлений зла, но право обеспечивает лишь достижение шального добра.

Идеалы же, совершенного добра, открывает христианская религия. Нравственность имеет первенство над политикой и экономикой.

Именно следование совершенному благу, позволяет преодолеть разобщения людей, народов, религий человека и природы, материального и идеального. Рушительные силы не всесильны, богочеловечество способно справиться с любыми, в том числе и космическими, масштабами.

РУССКИЙ KOСМЕИЗM. Что в наши дни часто оценивают, как визитную карточку русской философии в целом. Концепция русского космеизма органично соединяет такие идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса. Русские космеисты видят едва ли не основную задачу человека в распространении совершенства по вселенной (Циаловский). В возможности воскрешения душ мертвых (Федоров). В объединение человечества в пределах ноосферы (Вернандский).


Лекция №10. Современная не классическая Западная философия.

В середине 19 века на 1 план выступают иррационалисты. Это происходит по мере разочарования идеала по философствованию рационализма. Пришло понимание, что наука и техника, сами по себе, не реализуют вековые идеи человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление разума. Неверие в созидательные силы человеческой истории и социальный пессимизм, таковы умонастроения конца 19в. начало 20в.

Бытие иррационально, потому что дисгармонично и абсурдно. У Альберта Шопенгауэра, началом мировоззрения являлась ничем не ограниченная мировая воля.

У Анри Бергсона таким началом являлся инуменный порыв или поток инстинктов. Экзистенциализм сущностью бытия, объявлял пульсирующий процесс индивидуального переживания, т. е. экзистенцию.

Задачи иррационализма состоят не в познавательном образовании отношений к миру, а в выработке эмоционально нравственных устоев для ориентации человека в личностных ситуациях, т. е. выступает на 1 план оценка мира, с точки зрения в нём личности.

Человек отличается от животного не разумом, а способностью к нравственной оценке. В Познании на 1 месте выступает не разум и интуиция, вера и т. д. «Философия жизни» - одним из авторов является Анри Бергсон- это течение философии, стремление постичь сферу культуры и её жизни, человеком. Происходит замена понятия «бытие» на понятие «жизнь».

Жизнь как поток, не уловима рассудочными методами познания. Её изначальность осознаётся особыми познавательными способностями: переживанием и сопереживанием, интуицией, верой, любовью.

Ф. Ницше (1844-1900гг.). Он развивал концепцию «воля к власти» на основе «воли к жизни». Воля к власти- это основа права сильного, «что хорошо?»- спрашивает Ницше. Сам даёт ответ: «Всё, что укрепляет сознание власти и саму власть человека». Что дурно? «Всё, что вытекает из слабости».

Правом сильного должен руководствоваться сильный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Право сильного является также основой основой власти мужчины над женщиной. Ницше говорил: «идёшь к женщине, бери плётку». Всякое стремление к уравниванию прав мужчин и женщин- это показатель упадка и разложения власти. Ницше утверждает, что мораль, определёнными понятиями которой является понятие добра и зла, возникает, как следствие, чувство превосходства одних людей над другими, аристократов лучших над рабами худшими.

На протяжении всей истории, рабы в виде духовной мести, пытались навязать свою мораль господам, а начало этому процессу положили евреи в ветхом завете. Согласно этой морали, одни только бедные, несчастные, бессильные - угодны Богу, толбко им предназначается вечное блаженство.

Ницше считал, что иудейско-христианская мораль, препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести оценку ценностей, которая состоит в переходе от морали рабов к морали господ. В основе последней должны лежать следующие принципы:

1)ценность жизни, есть единственная безусловная ценность.

2)существование природы, неравенство людей, обусловливание различных их жизненных сил и уровнем воли к власти.

3)сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Этими требованиями удовлетворяет сверхчеловечество или белокурая бестия. Современная европейская цивилизация ведёт к умертвлению воли, декадансу (падению).

Действия подменяются чувствами, стремлением избавиться от страданий в опьянении, в искусстве для искусства, в социальных реформах.

3. ФРЕЙД (1856-1939гг). На базе медицинской психологии и практике лечения неврозов, создал философское учение. Он считал безмерной иллюзией учение о равенстве


всех людей, поскольку сама природа установила неравенство физических и умственных способностей «Этому ничем нельзя помочь».

В основе психоанализа лежит, открытая Фрейдом, сфера бессознательного. Психику, Фрейд рассматривает, как структуру с 3 инстанциями.

1)Оно- это совокупность инстинктивных влечений, глубинный слой бессознательного. 2)Я - это сознание, отделяющееся от «оно», в процессе эволюции 3)сверх я - это представитель социальной культурной среды. Природные инстинкты «первичные влечения», реализуясь, должны безпрепятственно пройти через все эти 3 фазы психики.

На 1 из границ, они встречают запрет, то вновь уходят в подсознание и мстят за себя психическими заболеваниями.

«Я» стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

Фрейд выдвигает гипофизу, что поведение человека обусловлено как биологическими, так и социальными инстинктами к жизни «эрос» и инстинкт к смерти «тонатос».

ВРАЧИ - ФИЛОСОФЫ:

Ганс Селье (1907-1982гг) - крупнейший канадский ученный в области патфизиологии и эндокринологии.

В результате длительной экспериментальной работы, он пришёл к выводу, что при небольшом воздействии разного рода раздражителей: холод, травма, вредное вещество и т. д. - организм должен отреагировать лишь незначительной реакцией в виде локального воспалительного процесса. В случае же более длительного воздействия раздражителя, возникает ряд общих реакций на данный раздражитель.

Что касается общих реакций, то организм отвечает стереотипными реакциями, не зависящих от рода раздражителя.

Реакции, которые носят защитный характер для организма, Селье называл общим адаптационным синдромом. Причины, которые вызывают указанные стереотипные реакции, стали называться стрессорами. Ответная реакция организма на их воздействие, получила название стресс.

Селье выделил группу болезней, которую он назвал «болезнями адаптации». Сюда он относил гипертоническую, язвенную болезнь, все сердечно-сосудистые заболевания, онкологию, шизофрению и т.д. Недостатком его теории было то, что он признавал роль социальных факторов в развитии болезни.

Якоб Морено (1892-1974гг.). Занимался социальной психологией, создал собственное направление - социометрию. Его научным кредо, была сосредоточенность внимания на психологических отношениях людей в небольших группах.

Созданная им «Микросоциологическая школа», свою теорию «малых групп», пытается распространить на все социальные процессы, происходящие в обществе. По его представлениям связь между людьми, осуществляется по средствам не материальных сгустков эмоциональной энергии, идущих от человека к человеку. Морено считал, что кроме находящихся на виду официальных макроструктур общества, которая является предметом изучения социологии, есть ещё не официальная микроструктура, образ из переплетений индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний.

Когда нет соответствия между внешней и внутренней структурой, возникли конфлиты и неврозы. Морено считает, что человеческое общество в своём развитии достигло такой стадии, когда ему угрожает смертельная опасность и спасти его может только социальная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: