Материал, конструкция, технология и форма

Следующая группа требований, выступающих в проектировании как формообразующий фактор, связан с учетом материалов, конструкций, а также технологией производства.

В разных промышленных изделиях материал и конструкция по-разному влияют на форму. Прежде всего, само соотношение между влиянием свойств материала и влиянием конструкции на реальную форму вещи может быть разным. В большинстве случаев материал влияет на форму предмета не непосредственно, а через конструкцию.

На рис.6.4 представлены простые промышленные изделия, в которых конструкции элементарна и материал, как правило, используется в монолите.

б)

в)

а)

Рис.6.4. Простые промышленные изделия, выполненные из одного материала: а- нержавеющая сталь; б – стекло; в – пластмасса.

В сложном же изделии взаимосвязь между материалом, конструкцией и создаваемой формой иная, поскольку там материал «работает», полностью подчиняясь особенностям специально создаваемой конструкции, что связано с характером предмета, с его функцией и его устройством.

Например, мебель с использованием металла в качестве основных конструкций отличается свободной пространственной организацией и возможностью быстрой трансформации (рис.6.5).

Рис.6.5. Трансформируемая мебель с использованием металла (алюминий) в качестве основы

В любом случае дизайнер стремится к такой организации материала, при которой он использовался бы наилучшим для данного случая образом. Например в пищевом производстве используемое сырье, пищевые среды и температура их переработки весьма разнообразны. Поэтому в зависимости от вида исходных пищевых материалов, термо-временными параметрами приготовления продукта выбирается тип и марка материала: для обжаривания в сковороде – серый чугун; для тепловой обработки продуктов в воде - нержавеющая сталь или особо чистый по содержанию примесей алюминий; для измельчения сырья – твердые сплавы или легированные стали и др. Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, типы конструкций, которые используются в промышленных изделиях, влияют на форму изделия, на его тектонику и пластику и образуют две основные группы: пространственные открытые конструкции (монолитные и решетчатые) и «закрытые» конструкции (предметы с обособленным объемом), внешний контур которых может быть образован монолитной конструкцией типа оболочки, каркасом в сочетании с различными ограждающими этот объем щитками или кожухами. Например изделия, представленные на рис.6.4 и 6.5 имеют открытую конструкцию, а телефоны (рис.6.1-6.3) – закрытую. К закрытым конструкциям относится большинство изделий промышленного назначения – машины, оборудование, приборы и др. При этом эти изделия имеют обособленную форму, обычно чётко очерченную геометрическую. Например, на рис.6.6 представлено промышленное холодильное оборудование для пищевой промышленности. Изделия бытового назначения или их элементы могут иметь фасонную, пластически сложную форму. В первую очередь это относится к легковым автомобилям, пылесосам, рукояткам для инструмента или электроутюгов и др.

Задача дизайнера при работе над такими формами имеет в каждом случае специфику. В одном случае ему необходимо подчеркнуть строгость геометрически ясного четкого объема, не допуская ничего, что могло бы помешать ощутить чистоту формы. В другом случае – обратить внимание на такие существенные моменты сложной формы, как организация световых бликов, распределение собственных и падающих теней на сложной поверхности и т.п.

Таким образом, влияние конструкции на форму изделия выражается следующим образом.

1. В конструктивной основе промышленных изделий могут быть использованы разные системы, поэтому важно, чтобы дизайнер смог выявить в форме основную конструктивную систему.

2. Используя старую конструкцию при проектировании нового изделия, можно получить лишь старую характеристику формы, связанную с этой старой конструкцией.

3. Изменение материала и конструкции часто приводит к изменению формы. Но если дизайнер недостаточно чувствует эти изменения и использует старую форму (хотя и пытается реализовать свое решение в новых конструкциях), все равно в итоге материалы и конструкции будут использоваться им нерационально. Новому материалу и новой конструкции должна соответствовать новая форма.

Рис.6.6. Промышленное холодильное оборудование для пищевой промышленности в виде закрытых конструкций с обособленной формой.

Конструкция и форма изделия в целом реализуется в материале в процессе производства. Поэтому же на самом раннем этапе проектирования дизайнер должен думать о том, как будет осуществляться производство изделия, насколько та или другая форма, придаваемая материалу, технологична.

Способы обработки материала, различные технологические процессы, которые приняты на данном производстве, также влияют на образование формы. При использовании различных технологий получается и иная внешняя форма – по характеру, пластике, фактуре.

Существенным с точки зрения учета технологичных требований является и вопрос о проектных недостатках, приводящих в итоге к искажению формы промышленного изделия. Если проект «нетехнологичен» то вполне естественно ждать и несоответствия выпускаемого изделия той идеи, которая была предложена дизайнером.

Для повышения технологичности изделия в виде машин и промышленного оборудования используются унификацию их элементов и агрегатирование его составных частей. Унификация позволяет сократить разнообразие элементов по сравнению с разнообразием (модификациями) машин, в которых они применяются. Агрегатирование это метод конструирования на основе унифицированных и стандартизированных узлов и частей с изменением их соединения и пространственного сочетания, которые также приводят к изменению формы изделия.

Факторы, которые должен учитывать дизайнер в процессе разработки внешнего вида изделия представлены на рис.6.7. [2].

Рис. 6.7. Факторы внешнего вида


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: