Тема 1. Введение. Роль компьютерных технологий в деловом пространстве

1. Информационные потоки в процессе функционирования логистической системы 1

2. Логистическая информационная система, её компоненты, функции 7

3......................................... Информационные технологии в логистике. 17

4............... Электронная цифровая подпись, защита информации. 23

1. Информационные потоки в процессе функционирования
логистической системы

Ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

В современных условиях через сферу производства и обращения по направлению к конечному потребителю продвигаются мощные потоки продукции, имеющей вещественную форму. Номенклатура продукции год от года становится все шире. Требования к качеству процессов её продвижения делаются все жестче: процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В действиях механизма, обеспечивающего движение материальных потоков, должна возникать высшая степень согласованности отдельных звеньев.

Необходимым условием возникновения данной согласованности является наличие информационных систем.

Поэтому основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

Особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являются предметом изучения информационной логистики.

Цель информационной логистики определяется общей целью логистики, т. е. ее шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Очевидно, что для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация.

Целью информационной логистики является наличие:

* нужной информации (для управления материальным потоком);

* в нужном месте;

* в нужное время;

* необходимого содержания (для лица принимающего решение);

* с минимальными затратами.

Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют виды информационных потоков:

1. в зависимости от вида связываемых потоком систем

- горизонтальный,

- вертикальный.

2. в зависимости от места прохождения:

- внешний,

- внутренний.

3. в зависимости от направления по отношению к логистической системе:

- входной,

- выходной.

4. в зависимости от вида носителя информации:

- бумажные,

- электронные,

- смешанные.

5. в зависимости от плотности:

- малоинтенсивные (до 1 Мбит/с),

- среднеинтенсивные (1—2 Мбит/с),

- высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит/с).

6. в зависимости от периодичности:

- регулярные,

- оперативные,

- случайные,

- on-line,

- off-line.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

1) опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

2) опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

3) одновременно с материальным потоком идёт информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

4) вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразных претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуется показателями:

- источник возникновения;

- направление движения потока;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком возможно:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информационный поток обслуживает основные функции управления предприятием: прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, координацию, контроль, принятие решений и т.д. Для этого он выдает информацию о движении материального потока, но не в виде первичных документов, а в виде полученных на их основе сводных (агрегированных) показателей хозяйственной деятельности предприятия. Предоставление таких данных в информационную систему – это основная функция бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, а также блока экономического анализа.

Важные информационные потоки обслуживают процесс управления персоналом предприятия. В них происходит поступление в систему бухгалтерского учета информации о количестве фактически отработанного времени, по этим данным происходит начисление заработной платы пенсионных и иных видов социальных отчислений. В рамках этого информационного потока проходят все кадровые приказы, распоряжения об изменениях штатного расписания и т.п.

Информационные потоки в логистических системах по предоставлению логистических услуг могут быть представлены следующим образом:

1PL (First Party Logistics) – автономная логистика, при которой все операции выполняет сам грузовладелец;

2PL (Second Party Logistics) – логистические операторы, оказывающие традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;

3PL (Third Party Logistics) – логистика для третьей стороны, подразумевающая предоставление логистических услуг, выходящих за пределы стандартного перечня, включающих складирование, перегрузку, обработку грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков;

4PL (Fourth Party Logistics) – системные логистические операторы, осуществляющие интеграцию всех участников цепи поставок, ведущая роль которых реализуется в управлении сетевой логистикой, координирующей взаимодействие отдельных факторов на основе эффективной информационной системы, управляющей потоками материалов и ресурсов;

5PL (Fifth Party Logistics) – компании, которые осуществляют свою деятельность на базе Интернет-логистики, т.е. используют Интернет как единую платформу для электронных средств связи («виртуальный логистический сервисный провайдер», его деятельность не предполагает управления физическими процессами).


2. Логистическая информационная система,
её компоненты, функции

Информационная логистическая система является частным случаем информационной системы, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных.

Информационная логистическая система гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.

Информационные логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.

Информационная логистическая система объединять все логистические подсистемы: заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д.

Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т. е. процесса представления данных последовательностью символов. Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой.

Аппаратное обеспечение (haгdwaгe) комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.

Программное обеспечение (softwaгe) комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.

Информационная система состоит из двух основных составляющих:

- ИТ инфраструктуры;

- ИТ сервисов, предоставляемых на ее основе.

ИТ инфраструктура компании формируется из совокупности компьютерного, телекоммуникационного, технологического оборудования и программного обеспечения. ИТ инфраструктура обеспечивает возможность прохождения информационных процессов.

От нее зависит предоставление ИТ сервисов бизнес подразделениям компании.

Информационные логистические системы должны отвечать требованиям.

1. Масштабируемость.

2. Распределенность.

3. Модульность.

4. Открытость.

При функционировании информационные логистические системы должны выполнять основные задачи:

1. Непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа;

2. Непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;

3. Реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям;

4. Обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;

5. Предоставление информации для стратегического планирования;

6. Предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

7. Обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

8. Обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;

9. Обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

10. Обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес процессов.

Логистическая информационная система выполняет функций:

1) планирование,

2) координирование,

3) обслуживание,

4) управление.

Организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем:

· управления процедурами заказов,

· научных исследований и связи,

· поддержки логистических решений,

· генерирования выходных форм и отчетов.

Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой.

В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управленияпроцедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение здесь имеет использование концепции «электронного обмена данными» и основанных на ней стандартов.

Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:

• интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;

• взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;

• стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;

• интеграции информационных технологий;

• подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;

• адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;

• акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.

Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:

1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;

2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;

3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных;

4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.

Подсистема поддержки логистических решений формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные, централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:

· базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;

· критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;

· политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;

· файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.

В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов, которые можно разделить на классы:

· оптимизационные,

· эвристические,

· имитационные.

Для различных логистических функций можно указать следующие задачи:

• оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;

• оптимальное размещение объектов в производстве, распределении, складировании;

• построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;

• построение оптимальной организационной структуры логистической системы;

• оптимальная маршрутизация;

• определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов;

• оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;

• оптимизация параметров систем управления запасами;

• оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.

В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом.

Подсистема генерирования выходных форм и отчетов. Система информационного обеспечения в логистике для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика данной системы состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы логистической организации. Исходя из этого возможны три способа ее организации:

· централизованный,

· децентрализованный,

· специализированный.

Выбор способа организации системы информационного обеспечения зависит от многих факторов: от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств.

Информационная система, необходимая для адекватного выполнения функций логистики, должна отвечать следующим требованиям:

• информационные потоки должны быть совместимыми в информационном отношении;

• внутренние взаимосвязи и взаимозависимости информационных потоков должны носить причинно-следственный характер;

• иерархическая соподчиненность информационных потоков к должна быть четкой;

• информационной системе должно быть присуще свойство интегративности.

Логистические информационные системы разделяются на группы:

1. плановые,

2. диспетчерские (диспозитивные),

3. оперативные (исполнительные).

Рис. Виды информационных систем, применяемых в логистике.

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются подсистемами:

1. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач.

2. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением.

1. Плановые системы – логистические информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях. Они используются главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление ycловнопостоянными данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

2. Диспетчерские или диспозитивные логистические информационные системы – системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу, создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (оnlinе) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных. Эти системы могут решать следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

3. Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т. е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on1ine. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в компьютер. Эти системы решают задачи:

· контроль материальных потоков,

· оперативное управление обслуживание производства,

· управление перемещениями и т. п.

Особенности программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

1. Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения.

2. Зависимость применения ППП от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

3. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

4. Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам.

5. В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические логистические системы. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.

6. Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме On-Line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте. Принципиальной основой для создания децентрализованных баз логистических данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.

7. На логистические информационные системы приходится 10 - 20% всех логистических издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: