Тема 5. Западноевропейская культура ХUII в. и Просвещения

ХUII в. был переходным периодом в европейской культуре от Возрождения к Просвещению. Происходит становление государств национального стиля, череда буржуазных революций, укрепления внутренних рынков. Этот период времени характеризуется слиянием двух стилей - классицизма и барокко.

В хаосе Возрожденческих сфер таких, как политика, религиозные войны, буржуазный индивидуализм- сознание барокко навело порядок, но при этом внесло большие изменения в гуманитарную сферу. На некоторый период времени наиболее стабильным общественным институтом становится абсолютизм. Это обозначало союз королевской власти и буржуазии против основных тенденций феодализма. В области культуры покровительство королей давало Европе великолепных художников, музыкантов, скульпторов, актеров.

В культуре происходит резкое возрастание роли науки. Декарт закладывает основы аналитической геометрии, Ньютон формулирует основные законы физики, открыты кольца Сатурна. Торричелли становится создателем гидравлики и метеорологии, применяя способ сверхточных линз. Ришелье создает Академию для разработки современной грамматики французского языка.

Из сочетаний позиции разума и религиозной чувственности происходит развитие философии в нескольких направлениях: иррационализм Паскаля, рационализм Декарта, материалистический сенсуализм Локка, Гоббса, Бэкона. Для философии того периода характерен деизм, признание бога в качестве первотолчка. Иррационализм стал теоретическим обоснование барокко. Некоторые исследователи называют барокко католической реакцией на классицизм. Это не вполне так: существовало и народное барокко (испанский плутовской роман), протестанты также использовали этот стиль. Для барокко характерен отказ от материалистического понимания сущности человека в мире. Если природа не является разумной и целесообразной, то и человек должен вести себя в мире иначе. В мире нет гармонии, люди постоянно сталкиваются с неожиданностями. Барочные художники считали, что существуют какие- то другие законы жизни, неизвестные человеку, и ответить им адекватно он никогда не сможет. При этом герой барокко не бессилен. Он должен положиться на собственные качества и быть в состоянии ответить на постоянно меняющиеся условия жизни.

Барокко отражало представления о хаотичности жизни контрастно, динамично, пышно, имело тенденцию к слиянию искусств. Классицизм же, напротив, следовал комплексу жестких правил, которые должны были оградить стиль от наплыва непосвященных, установив правила высоких и низких искусств. В живописи высокими были многофигурные мифологические, религиозные, исторические произведения. Бытовые сцены, портрет, пейзаж относились к низким. В литературе и театре высокими были трагедии, эпопеи, оды; низкими- комедии и сатира. В архитектуре происходят глобальные изменения. Строятся такие гигантские дворцовые ансамбли как Версаль и Лувр, после Великого пожара вновь воссоздается Лондон по правилам строительства современного города, порывая с традициями города средневекового. Известным архитектором того времени был К. Рен- создатель известнейшего английского собора св. Павла (сочетание классицизма и барокко), он же является архитектором 51 церкви. Примерами архитектурного барокко в России могут служить Екатерининский дворец, Старый Зимний, Василий Блаженный (нарышкинское барокко).

Для архитектуры классицизма характерны правильные черты, тонкая гармония. В Европе примерами классицизма могут служить здания церкви Сан - Марлен, площадь Согласия; в России- Смольный институт, Дом Пашкова, Павловский Дворец, Казанский собор. Для барокко характерно увлечение деталями - пышность интерьера, красные шторы, обилие позолоты, зеркал, декор. Это видно из облика Дворца Цвингера, Карлскирхе, Церкви Сан Карло в Италии, оформлении площади собора Св. Павла в Риме. Зачастую оба жанра соединялись. Примером может служить садово - парковое искусство Версаля.

В изобразительном искусстве барокко проявляется в динамике движений, яркости красок, светотени. (Караваджо, Рубенс, Рембрандт). Народное барокко предпочитало трактирные сцены, народные гуляния, характерные сценки. Для классицизма же характерны уравновешенность композиций, ясность изображения, стремление к реалистичности деталей. Признанными мастерами портрета были Ван Дейк, Эль Греко. Скульптура барокко стремится передать не одну эмоцию, а сложную гамму чувств.

В литературе продолжаются тенденции Шекспира и Сервантеса. Последние всплески эпоса видны в произведении Мильтона «Потерянный рай». Отмечается некоторая мрачность литературы, как антипод появляется жанр авантюрного романа. Из фольклора происходит обособление литературной сказки (Ш. Перро), возрождается эзопов язык басен (Лафонтен).

В барочных пьесах чрезмерно запутанная интрига, неожиданные развязки. Барокко легло в основу будущего жанра - романтизма. Для классицизма характерно патетика, условность жестов, костюма. Жесткими правилами классицизма стали единство времени, места и действия. Направлены эти догматы были против внешних эффектов. В музыке барокко использовало слияние жанров - появилась опера, где постоянно происходит соединение трагизма с комизмом, пестрота действий. Для классицизма характерен жанр лирической трагедии. Еще одной тенденцией стало обособление музыки от слова - фуги, сюиты, сонаты.

В Италии популярным был театр масок, комедия дель арте, впервые появляются декорации. Из Средневековья был заимствован парад- традиционная форма, связанная с ярмарочными представлениями. В Испании основным типом театра стал корраль - специально оборудованный дом, где собирались все жители городков. Для большого числа зрителей ставил свои пьесы Лопе де Вега, написавший 1800 комедий и 400 произведений духовного содержания. Не менее значимыми были пьесы П. Кальдерона. Для Испании характерны и церковные заказы для театра. Так, Тирсо де Молине создал сюжет божественной кары «Каменного гостя». Сюжет обыгрывается и в наши дни, но в основном с позиций психологии. Во Франции образцами высокой трагедии были пьесы П. Корнеля и Ж. Расина. К высоким жанрам классицизм отнес единственного автора комедий - Ж. Мольера. Ж.Б. Мольер получил поддержку короля и встал во главе известной труппы Пале - Рояль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: