Європейська Конвенція про захист прав людини та основних свобод 1 страница

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

4. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

5. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

6. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение эпидемиологической диагностике?

2. Назовите цели эпидемиологического диагноза?

3. Назовите задачи эпидемиологического диагноза?

4. Назовите этапы эпидемиологического диагноза?

Лекция №8

1. Тема: «Статистические методы исследования в эпидемиологии».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ о статистических методах исследования в эпидемиологии.

3. Тезисы лекции:

Трудно найти науку, в которой не применялись бы широко статистические приемы. В современной эпидемиологии использование статистических приемов приобретает особое значение. В среде ученых, занятых биомелицинскими исследованиями, язык статистики становится международным. Статистические (биометрические) методы настолько широко применяются в эпидемиологии, что непосвященные часто не в состоянии дифференцировать эпидемиологические и статистические исследования. Принципиальная особенность эпидемиологических исследований заключается в том, что эпидемиология особое внимание уделяет планированию исследований; она является идеологом выбранного исследования, обеспечивает содержательную интерпретацию полученных показателей, а статистические методы являются лишь инструментом исследования.

На протяжении всей истории развития эпидемиологии можно проследить тенденцию к применению ею все большего числа приемов из других наук. Природа все менее охотно раскрывает свои тайны, и поэтому эпидемиологу-исследователю, как и эпидемиологу-практику, приходится применять все более новые приемы и совершенствовать старые.

В процессе эпидемиологического метода накапливались и совершенствовались различные приемы исследования. К настоящему времени произошла их систематизация и выделение двух методов:

• эпидемиологического обследования очагов;

• эпидемиологического анализа.

Каждый из этих методов состоит из совокупности собственно эпидемиологических приемов и приемов из других наук. Специфика их подбора определяется предметом изучения. Следовательно:

Эпидемиологический метод — это специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей.

Конкретизация методических приемов эпидемиологического метода применительно к требованиям эпидемиологической диагностики позволяет выделить из них два основных.

1. Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости (изучение заболеваемости за прошедшее время).

2. Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости (изучение текущей заболеваемости за короткий промежуток времени).

Для диагностики определенных групп болезней и нозологических форм, имеющих место в разных социальных и природных условиях, необходимо индивидуально сочетать различные приемы эпидемиологического метода исследования. Однако универсальными методами эпидемиологической диагностики являются ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ. Без них невозможно провести комплексную оценку эпидемической обстановки, необходимой для обоснования перспективных и текущих управленческих решений.

Все разделы ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа представляют собой единую эпидемиолого-диагностическую систему. Их объединяет общая цель.

Ретроспективный эпидемиологический анализ позволяет выявить наиболее существенные и устойчивые закономерности в механизмах развития и проявлениях эпидемического процесса. Его результаты служат исходными данными при перспективном долгосрочном планировании

противоэпидемических мероприятий. Кроме того, они используются для прогнозирования уровня заболеваемости, а также для оценки качества и эффективности ранее предпринятых мер профилактики.

Оперативный эпидемиологический анализ позволяет вскрыть причины и условия возникновения заболеваемости в настоящее время, а также индивидуальность эпидемического процесса, которая определяется его вероятностным характером. На основании полученных результатов анализа принимаются текущие управленческие решения по проведению противоэпидемических мероприятий.

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

13. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

14. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

15. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

16. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

17. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

6. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

6. Контрольные вопросы:

1. Эпидемиологическая статистика – это….?

2. Статистические приемы используемые в эпидемиологии.

3. Ретроспективный эпидемиологический анализ – это…?

4. Оперативный эпидемиологический анализ – это…?

5. Цель эпидемиологического анализа.

Лекция №9

1. Тема: «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Организация прививочного дела».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, организация прививочного дела».

3. Тезисы лекции:

Иммунопрофилактика инфекционных болезней — важная составная часть, а в отдельных случаях единственное эффективное мероприятие для предупреждения, снижения и ликвидации инфекционных болезней. Профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Значимость иммунизации неодинакова при различных инфекциях, в связи, с чем введены понятия «инфекции, управляемые иммунопрофилактикой» и «инфекции, неуправляемые иммунопрофилактикой».

Многолетний опыт осуществления плановой иммунизации населения продемонстрировал несомненную эффективность этого метода борьбы с инфекционными заболеваниями. Широкое и целенаправленное применение вацинопрофилактики натуральной оспы сделало возможным ликвидацию этой инфекции в нашей стране. Плановая иммунизация стала решающим и эффективным мероприятием в борьбе с такими инфекциями, как дифтерия, коклюш, столбняк и полиомиелит. Несмотря на достигнутые успехи вакцинопрофилактики, во всем мире от инфекций ежегодно погибают 12 млн. детей, из них 7,5 млн – от заболеваний, против которых на сегодняшний день нет эффективных вакцин, но более 4 млн умирают от болезней, полностью предотвратить с помощью иммунопрофилатики.

Различают прививки плановые и выполняемые по эпидемическим показаниям.

Организация, общее руководство и контроль за вакцинопрофилактикой — функция эпидемиологического управления МЗ РК. Оно издает приказы и инструкции. В областных, городских и районных СЭС один из эпидемиологов ответствен за организацию прививок и снабжение препаратами. В детских поликлиниках организаторами профилактических прививок являются главные врачи или их заместители.

Прививочные кабинеты поликлиник организуют прививки и проводят консультацию по всем вопросам иммунизации детей. В дошкольных детских учреждениях и школах прививки проводит медицинский персонал этих учреждений. В сельских районах прививки выполняют работники лечебно-профилактических учреждений или специальная бригада (врач и средний медицинский работник) во временном прививочном пункте.

Взрослым прививки проводят работники общей медицинской сети или медико-санитарных частей на промышленных предприятиях. Экстренную профилактику столбняка и антирабические прививки выполняют в травматологических пунктах.

Планы прививок детям составляют на основе численности детей в районе и учета ранее проведенных прививок. В плане прививок взрослым контингенты, подлежащие иммунизации, определяют по заболеваемости и прогнозу эпидемической ситуации.

Снабжение препаратами проводится централизованно. Прививочные кабинеты, пункты и поликлиники получают их по заявкам в СЭС.

В подготовительном периоде обязательна связь медицинской службы с местными органами власти и администрацией предприятий, которые издают приказ, обязывающий население выполнять график прививок. Органы власти оказывают помощь в организации прививок.

Все препараты, выпускаемые в стране производственными институтами, проходят обязательный контроль в отделе биологического контроля института-изготовителя и выборочно или при изменении технологии в Государственном институте стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов.

ПРИВИВКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Активная иммунизация детей против ряда распространенных болезней является единственным надежным средством защиты, обеспечивая невосприимчивость или в случае заболевания легкую форму болезни. Набор вакцин и последовательность их применения установлены с учетом возможностей заражения детей, их способности на разных этапах развития вырабатывать напряженный иммунитет. Сопоставляя «пользу и риск» вакцинации, специалисты приходят к заключению, что только вакцинопрофилактика способна привести к снижению или устранению заболеваемости инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. В нашей стране «календарь прививок в детском возрасте» включает схемы иммунизации против туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, вирусного гепатита В, столбняка, гемофильной палочки, кори и эпидемического паротита.

Все препараты, применяемые для иммунопрофилактики, разделяют на три группы:

1. создающие активный иммунитет – вакцины, анатоксины;

2. обеспечивающие пассивную защиту – сыворотки и иммуноглобулины;

3. предназначенные для экстренной профилактики и задерживающие развитие и размножение возбудителя в зараженном организме – вакцины (антирабическая), анатоксины (противостолбнячный), бактериофаги и интерфероны.

Препараты, применяемые для иммунизации.

Вакцины - препараты, получаемые из ослабленных, убитых микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации с целью специфической профилактики инфекций.

Живые вакцины производят на основе использования живых ослабленных микроорганизмов со стойко закрепленной авирулентностью. Вакцинные штаммы в организме человека размножаются и индуцируют клеточный, гуморальный и местный иммунитет. Живые вакцины создают высоконапряженный и длительный иммунитет. Применяют следующие живые вакцины: БЦЖ, полиомиелитная, коревую, паротитную, краснушную; вакцины против чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, лихорадки КУ.

Живыми вакцинами противопоказано иммунизировать детей с иммунодефицитами, пациентов, получающих глюкокортикоиды, иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больных лимфомами и лейкозами; они противопоказаны беременным в связи с риском поражения плода.

Инактивированные (убитые) вакцины получают путем обезвреживания бактерий и вирусов с помощью химического или физического воздействия. Убитые вакцины (коклюшная, антирабическая, лептоспирозная, полиомиелитная Солка и др.) создают нестойкий гуморальный иммунитет, для достижения защитного уровня специфических антител необходимо их повторное введение.

Химические (субклеточные) вакцины содержат антигенные фракции убитых микроорганизмов. К ним относятся: поливалентная полисахаридная пневмококковая вакцина, полисахаридные менингококковые А и А+С вакцины, ТАБТе (против брюшного тифа, паратифов А и В, столбняка).

Рекомбинантные вакцины (против вирусного гепатита В, гриппа и др.) созданы с использованием новейших генноинженерных технологий. Инактивированные вакцины, анатоксины, химические и рекомбинантные вакцины содержат адъювант (фосфат или гидроокись алюминия), усиливающий иммунный ответ.

Различают моновакцины (содержат один антиген), ассоциированные (имеют несколько антигенов) и поливалентные вакцины (состоят из различных штаммов одного и того же вида микроорганизмов). Примером ассоциированной (комбинированной) вакцины является адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС), содержащая убитые бактерии коклюша, дифтерийный и столбнячный анатоксины; поливалентной — оральная полиомиелитная вакцина, состоящая из аттенуированных штаммов вируса полиомиелита типов 1, 2, 3.

Анатоксины изготавливают из экзотоксинов возбудителей путем обработки их 0,3-0,4% раствором формалина при температуре +38—40° С в течение 3—4 недель. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси алюминия; они легко дозируются и комбинируются с другими вакцинными препаратами. При введении анатоксинов вырабатывается антитоксический иммунитет. Используют дифтерийный, столбнячный, стафилококковый анатоксины, а также анатоксины против ботулизма и газовой гангрены.

Реакция организма на введение вакцины. Введение вакцины в организм ребенка сопровождается развитием вакцинального процесса, который, как правило, протекает бессимптомно. Возможно появление нормальных (обычных) реакций (общих и местных) после вакцинации. Выраженность реакций зависит от свойств препарата и индивидуальных особенностей организма. Реакции возникают через 1—2 сут, удерживаются 2—8 сут, а при введении адсорбированных анатоксинов уплотнение на месте инъекции сохраняется 15—30 сут.

Для оценки интенсивности общих реакций применяют следующие критерии:

— слабая реакция — повышение температуры тела до 37,5° С при отсутствии симптомов интоксикации;

— средней силы — температура тела

повышается в пределах 37,6-38,5°С с

умеренными симптомами интоксикации;

— сильная реакция — повышение

температуры выше 38,5°С с выраженными, но кратковременными симптомами

интоксикации.

Для оценки степени интенсивности местных реакций используют следующие критерии:

— слабая реакция — гиперемия в месте инъекции или гиперемия с инфильтра¬том до 2,5 см в диаметре;

— средней силы — инфильтрат диаметром 2,6—5,0 см с лимфангоитом или без него;

— сильная реакция — инфильтрат 5,0—8,0 см в диаметре; наличие лимфангоита и лимфаденита.

Общие и местные реакции после профилактических прививок возникают лишь у части привитых. В наставлениях по применению биологических препаратов определена допустимая степень их реактогенности. В том случае, если частота выраженных (сильных) реакций среди привитых превышает допустимый наставлением процент, дальнейшее использование данной серии вакцины не допускается. Так, например, прививки против кори прекращаются, если среди привитых окажется более 4% лиц с выраженной общей реакцией. Вакцина АКДС допускается к применению, если количество сильных реакций не превышает 1%.

Необычно сильные реакции и осложнения требуя специального лечения и по показаниям госпитализации привитых. О каждом случае осложнения и сильных и необычных реакциях (если они обнаруживаются чаще, чем указано в наставлении к препарату) следует немедленно по телефону или телеграммой сообщить в местный орган здравоохранения, институт-изготовитель и в отдел поствакцинальных осложнений Государственного института стандартизации и контроля биологических препаратов. В сообщении об осложнении указывают название и адрес медицинского учреждения, вводившего препарат, дают характеристику препарата, его название, серию, номер контроля, срок годности, дату, время, способ введения, характеристику реакции (время появления, симптомы).

Правила проведения вакцинации. Перед прививкой врач анализирует данные эпидемиологического анамнеза (сведения о контактах с инфекционными больными), тщательно осматривает ребенка измеряет температуру тела. Лабораторное обследование и консультации специалистов проводят по показаниям.

В медицинской документации производится запись врача (фельдшера) о разрешении проведения прививки конкретным препаратом.

Прививки, особенно живыми вакцинами, рекомендуется проводить в утренние часы в положении сидя или лежа (для предупреждения падения при обморочных состояниях). В течение 0,5—1 часа после вакцинации необходимо медицинское наблюдение за ребенком в связи с возможным развитием аллергических реакций немедленного типа. Затем в течение 3-х суток ребенок должен наблюдаться медсестрой на дому (организованном коллективе). После вакцинации живыми вакцинами ребенок дополнительно осматривается медсестрой на 5-6-й и 10-11-й дни, так как реакции возникают в эти сроки.

Необходимо предупредить родителей о возможных реакциях после введения вакцины, рекомендовать гипосенсибилизирующую диету и охранительный режим.

Противопоказания к вакцинации.

Противопоказания к вакцинации разделяют на постоянные (абсолютные) и временные (относительные).

Абсолютные противопоказания встречаются редко – сильная реакция или осложнение на предыдущую дозу (все вакцины), иммунодефицитное состояние, иммуносупрессия, злокачественное новообразование, беременность (все живые вакцины), масса тела ребенка менее 2000 г, келоидный рубец после предыдущей дозы (БЦЖ), прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе (АКДС), тяжелые еакции на аминогликозиды, анафилактические реакции на яичный белок (ЖКВ, ЖПВ, вакцина против кори, краснухи,паротита).

Временные противопоказания. Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострений хронических заболеваний. Обычно прививка проводится через 2—4 нед. после выздоровления. После легких форм ОРВИ, ОКИ детей можно вакцинировать сразу же после нормализации температуры тела.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок — состояния, не являющиеся противопоказаниями к вакцинации. Указание в анамнезе на недоношенность, сепсис, болезнь гиалиновых мембран, гемолитическую болезнь новорожденных, осложнения после вакцинации в семье, аллергию или эпилепсию у родственников, а также такие состояния, как перинатальная энцефалопатия, стабильные неврологические состояния, анемия, увеличение тени тимуса, аллергия, астма, экзема, врожденные пороки, дисбактериоз, поддерживающая лекарственная терапия, местное применение стероидов не являются противопоказанием к вакцинации, но необоснованно используются педиатрами для оформления медицинских отводов.

Поствакцинальные осложнения

Необычные (патологические) реакции (поствакцинальные осложнения) — патологические процессы, развившиеся в определенные сроки после прививки. Они связаны (этиологически и патогенетически) с вакцинацией, отличаются от клинических проявлений обычных вакцинальных реакций и возникают в редких случаях.

Классификация поствакцинальных осложнений:

I. Необычные (патологические) реакции (осложнения) на различные вакцины:

1. Токсические (чрезмерно сильные).

2. Неврологические.

3. Аллергические (местные и общие).

II. Осложненное течение вакцинального процесса:

1. Наслоение интеркуррентных заболеваний.

2. Обострение латентных хронических очагов инфекции.

4. Иллюстративный материал: Календарь прививок и презентация лекции.

5. Литература

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

6.Контрольные вопросы:

1. Иммунопрофилактика, цель и задачи?

2. Эффективность иммунопрофилактики?

3. Вакциноуправляемые инфекции?

4. Показания для иммунопрофилактики?

5. Противопоказания для иммунопрофилактики?

6. Какие возможны осложнения после вакцинации?

7. Что такое «национальный календарь прививок»?

Лекция № 10

1. Тема: «Особенности эпидемического процесса при аэрозольных инфекциях. Организация эпидемиологического надзора. Вакциноуправляемые инфекции».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ особенностей эпидемического процесса при аэрозольных инфекциях; основ организации эпидемиологического надзора; понятие о вакциноуправляемых инфекциях.

3. Тезисы лекции:

Инфекции верхних дыхательных путей отличает легкость распространения возбудителей воздушно-капельным или воздушно-пылевым путями.

Это обстоятельство обусловливает ряд своеобразных черт в проявлениях эпидемического процесса: быстроту распространения заболеваний, возрастной состав больных, сезонность, колебания уровня заболеваемости по годам и др.

Эпидемиологическая характеристика инфекций дыхательных путей

Инфекции дыхательных путей разделяют на бактериальные (дифтерия, коклюш, стрептококковая, менингококковая и гемофильная инфекция, туберкулез и т.д.) и вирусные (грипп и др ОРВИ, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, герпетическая инфекция, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ-инфекця и т.д.).

Инфекции дыхательных путей, управляемые средствами иммунопрофилактики:

· дифтерия: анатоксин

· коклюш: инактивированная вакцина

· натуральная оспа: живая вакцина

· корь: живая вакцина

· эпидемический паротит: живая вакцина

· менингококковая инфекция: химическая вакцина

Неуправляемые средствами иммунопрофилактики:

· скарлатина

· ветряная оспа

· краснуха

· инфекционный мононуклеоз

Прерывание аэрогенного механизма передачи:

1. механическая защита (защитные маски, респираторы);

2. дезинфекция воздуха в отдельных помещениях (проветривание, УФО и др.);

3. дезинфекция или сжигание мокроты больных;

4. дезинфекция предметов внешней среды.

Легкость и быстрота распространения возбудителей приводит в условиях восприимчивого коллектива к высокому уровню заболеваемости. Так возникают вспышки скарлатины, ветряной оспы и др.

Примечательной особенностью является преимущественный охват инфекцией лиц младшего возраста, детей. «Детский» характер заболеваемости — также следствие легкости и простоты реализации аэрозольного механизма передачи, при котором уже в первые годы жизни инфицируются восприимчивые лица. При этом в различных конкретных социально-бытовых условиях возрастные границы могут быть неодинаковы: дети до 2 лет, дошкольники, школьники, особенно в интернатах, юноши — учащиеся техникумов, училищ, преимущественно живущие в общежитиях.

Сезонная неравномерность заболеваемости инфекциями дыхательных путей, как свидетельствуют длительные наблюдения, в значительной степени определяется неодинаковыми возможностями общения людей на протяжении разных сезонов года. Так, формирование в осеннее время новых коллективов детей и подростков, длительное пребывание их в закрытых помещениях в условиях скученности способствуют активации аэрозольного механизма передачи и возрастанию заболеваемости в осенне-зимний период.

Своеобразная черта инфекций дыхательных путей — периодичность, или цикличность, эпидемического процесса при рассмотрении его многолетней динамики, что выражается в волнообразном движении, чередовании подъемов и спадов заболеваемости. При анализе причин этого явления установлена прямая зависимость его от увеличения или уменьшения иммунной прослойки в населении.

Возрастание доли неиммунных, высоковосприимчивых имеет следствием рост заболеваемости, в то время как накопление большого числа невосприимчивых иммунных лиц закономерно приводит к снижению заболеваемости. В условиях естественного развития эпидемического процесса интервал между двумя, следующими друг за другом подъемами заболеваемости определяется длительностью сформировавшегося постинфекционного иммунитета, рождаемостью и миграцией населения, т. е. быстротой формирования неиммунной части населения.

Таковы основные черты, присущие эпидемическому процессу инфекционных болезней дыхательных путей в естественных условиях, при отсутствии или неприменении действенных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В свою очередь действенность проводимой профилактической и противоэпидемической работы в значительной степени зависит от своеобразия аэрозольного механизма передачи возбудителей. В комплексе мер обязательны и первостепенны действия по выявлению и обезвреживанию источников возбудителей инфекции. Раннее выявление больных и диагностика — составная часть работы участкового медицинского персонала. Однако неизбежные сложности в этой деятельности возникают вследствие ряда причин. В числе первых следует назвать присущую многим инфекциям дыхательных путей заразительность больных в скрытом периоде — в конце инкубации. Вторая причина — наличие значительного числа больных маломанифестными (стертыми, атипичными) формами болезни. Позднее обращение этих больных за медицинской помощью, затруднение в своевременной диагностике приводит к запаздыванию лечебных и ограничительных мероприятий. И наконец, наличие необнаруженных или поздно выявленных бактериовыделителей.

Все упомянутые причины приводят к тому, что ограничительные меры, предпринимаемые в отношении источников возбудителей инфекции, не могут оказать существенного воздействия на эпидемический процесс.

Перерыв аэрозольного механизма передачи — трудновыполнимая и не всегда результативная работа. Так, использование масок медицинским персоналом в стационарах и детских учреждениях, регулярное проветривание и уборка в помещениях, использование дезинфектантов при стойких возбудителях могут несколько ограничить, но не прервать полностью воздушно-капельный механизм передачи, легко реализуемый при кашле, чиханье, разговоре или даже при дыхании. Надежной возможностью воздействия на эпидемический процесс является иммунопрофилактика, т. е. создание иммунной прослойки за счет вакцинации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: