Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса

Рыночный спрос определяется путём суммирования индивидуального спроса покупателей на данном рынке. Суммирование происходит по горизонтали, то есть суммируются индивидуальные объёмы спроса при соответствующих рыночных ценах.

Qрын= Σ Qинд, (2.9)

где Qрын .– рыночный спрос;

Σ – сумма;

Qинд . – индивидуальный спрос.

Предположим, на рынке имеются два покупателя с соответствующими функциями индивидуального спроса.

P Q1 Q2 Qрын.
       
       
       

Рисунок 2.12 – Кривые индивидуального и рыночного спроса

Рыночный спрос испытывает на себе влияние всех тех же ценовых и неценовых факторов, что и индивидуальный спрос. Кроме того, ещё и такой фактор, как количество покупателей на рынке.

Рыночный спрос оказывает обратное воздействие на индивидуальный в виде особых эффектов:

1. Эффект подражания (присоединения).

Если растёт общий объём покупок на данном рынке, то происходит увеличение и индивидуального спроса.

2. Эффект Сноба.

Если увеличивается общий объём покупок, то индивидуальный спрос, наоборот, уменьшается.

Эти два эффекта взаимопогашают друг друга.

Конфигурация (форма) рыночного спроса может быть самой разной.

Рисунок 2.13 – Кривая рыночного спроса

Особый случай, когда график приобретает следующую конфигурацию:

В точке A спрос равен 0 и может даже принимать отрицательное значение.

В точке B спрос максимален при цене, равной 0, и далее область отрицательных значений.

В этих случаях учитываются:

1. Неспособность совершать покупки по завышенной цене.

2. Перепродажа ранее купленного товара другим покупателям.

3. Превращение купленного блага в антиблаго.

4. Отсутствие готовности совершать покупки даже по самой низкой цене в условиях полного товарного изобилия.

Ключевые понятия

Полезность, кардиналистский подход, ординалистский подход, аксиомы покупательского поведения, кривая безразличия, предельная норма субституции, карта кривых безразличия, бюджетная линия покупателя, равновесие потребителя, кривая “доход-потребление”, кривая “цена-потребление”.


1. Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур.

2. Совершенная конкуренция и её основные признаки.

3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы.

4. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

5. Оценка эффективности совершенной конкуренции.

Ключевые понятия

Конкуренция (от лат.сoncurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Условия, в которых протекает рыночная борьба, называются рыночной структурой.

Различают два основных типа рыночной конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда производитель не способен повлиять на уровень рыночной цены.

Несовершенная конкуренция – состояние рынка, при котором индивидуальный производитель способен повлиять на рыночную цену.

Кроме того, в микроэкономике, в рамках этих типов конкуренции, принято выделять и особые виды: ценовая, неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен (демпинг).

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями области за отраслевые цены (внутриотраслевая себестоимость).

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями за общие цены производства.

Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка. С точки зрения условий конкуренций на рынке выделяют следующие модели:

ü

рынки с несовершенной конкуренцией
рынок совершенной конкуренции

ü рынок чистой монополии

ü рынок монополистической конкуренции

ü рынок олигополии

Критерии, на основании которых различают рыночные структуры:

1) количество и размеры фирм, работающих на данном рынке (количественный);

2) характер производимой фирмой продукции, то есть производство однородного (стандартизированного) или разнородного (дифференцированного) продукта;

3) характер доступа фирм на рынок, то есть наличие, либо отсутствие барьеров на входе в рынок или выходе из него;

4) способность фирмы влиять на уровень рыночной цены;

5) наличие либо отсутствие неценовой конкуренции;

6) характер доступа к рыночной информации;

7) способность или неспособность фирмы удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Анализ любой модели рынка ставит целю дать ответы на вопросы: каким будет объем выпуска фирмы, позволяющий ей максимизировать прибыль? каким будет объем выпуска минимизирующий убытки? При этом следует учесть, что лишь на рынке совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, на других же рынках она стремится к завышению цены в результате недопроизводства продукции.

Грамотный экономический анализ рынков и рыночного поведения фирм можно проводить двумя методами:

1. Методом сопоставления совокупных величин (TR - TC).

2. Методом сопоставления предельных величин (MR - MC).

Алгоритм первого метода требует расчета:

1. TR = P * Q, (3.1)

где TR – совокупная выручка,

Р – цена продукта,

Q – количество товара.

2.TC = ATC * Q, (3.2)

где TC – совокупные издержки,

ATC – средние совокупные издержки.

3.П = TR – TC, (3.3)

где П – прибыль.

Алгоритм второго метода также включает следующие расчеты:

=; MC =, (3.4)

где MR – предельный доход,

MC – предельные издержки.

2. Qопт = >MR = MC. (3.5)

3.П11) = Р – АТС, (3.6)

где П11) прибыль (убытки) на единицу продукции.

4. П = П11) * Q. (3.7)

(3.9)
В ходе своей деятельности на рынке фирма может столкнуться с различными ситуациями:

1. Ситуация максимизации прибыли:


метод предельного анализа
 
TR > TC (3.8)

MR = MC (3.9) MR= MC

P > ATC

1. Ситуация минимизации убытков:

TVC < TR < TC, (3.10)

где TVC – совокупные переменные издержки.

MR = MC; (3.11)

AVC < P < ATC, (3.12)

где AVC – средние переменные издержки.

2. Ситуация закрытия фирмы:

TR < TVC; (3.13)

P < AVC. (3.14)

С помощью двух методов можно определить, в какой конкретной ситуации оказывается на данном рынке фирма: максимизация прибыли, минимизация убытков или ситуация закрытия фирмы. Это требует от фирмы чёткого анализа и обоснованного решения. Для того чтобы определить максимальный объём выпуска, мы должны найти ситуацию, характерную данному производителю.

Метод совокупных величин:

1. Модель максимизации прибыли

Q
Q1
Q2
Пmax
 
TR,TC
TC


TR

Рисунок 3.1 – Случай максимизации прибыли

Промежуток (Q1 ,Q2) показывает, что при данных объёмах совокупные выручки равны совокупной издержки TR = TC, что означает достижения объёма безубыточности.

Промежуток (0 – Q1) показывает нежелательный объем производства, за счёт увеличения совокупных издержек фирма находится в убытке (TC > TR).

Промежуток (> Q2) показывает, что при данных объёмах совокупные издержки больше, чем совокупная выручка (TC > TR), следовательно, фирма находится в убытке.

Промежуток [Q1 – Q2] – Qопт.

Максимальное расстояние между TR и TC – Qопт., который покажет размер максимальной прибыли.

2. Модель минимизации убытков

Уmin
TR
 
TC=TFС+TVC
Q
TVC
TR,TC

Рисунок 3.2 – Случай минимизации убытков (Qопт – объем производства, минимизирующий убытки)

Данный график отображает невысокий объём прибыли, издержки данной фирмы не покрываются выручкой.

Минимальное расстояние между TR и TCQопт., которое покажет размер минимальных убытков.

3.Закрытие фирмы

TR,TC
Q
 
TR
TVC
ТС

Рисунок 3.3 – Случай закрытия фирмы

Если выручка не покрывает совокупные издержки (TC) и совокупные переменные издержки (TVC), то фирме следует закрыться.

Метод предельного анализа требует знания особенностей спроса на продукт фирмы в конкретных рыночных ценах. Поэтому этот метод следует применять к конкретной рыночной модели – рынок совершенной конкуренции.

2 Совершенная конкуренция и её основные признаки

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда большое количество фирм продают стандартизированный продукт, и ни одна из них не обладает достаточной, для влияния на цену, долей продаж.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

1. На рынке оперирует множество малых, иногда средних фирм (пространство малых деловых единиц). Модель совершенной конкуренции предполагает наличие в отрасли 1000 и более производителей.

2. Фирмы производят однородный (недифференцированный) продукт (рынок сельскохозяйственной продукции, фондовый рынок, рынок иностранной валюты).

3. Отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из неё.

4. Конкурентная фирма не осуществляет контроль над рыночной ценой, выступая на рынке в качестве “прайс-тейкера“, то есть принимает ту рыночную цену, которая установлена независимо от неё с помощью спроса и предложения.

5. Отсутствует неценовая конкуренция. Поскольку продукция стандартная, нет различий ни в дизайне, ни в качестве продукции, то неценовой конкуренции не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: