Развития.
Лекция 16. Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого
Лицензия, договор, лимиты на природопользование
Экономические рычаги: лицензия на право использования природного ресурса (на 1 год), а также на выбросы, сбросы и размещение отходов.
Лицензия на комплексное природопользование: 1- перечень используемых природных ресурсов, 2- нормативные платы за охрану природных ресурсов, 3- нормативы и лимиты выбросов,- экологические требования и ограничения хозяйственной деятельности.
Получив лицензию и пройдя экспертизу на соответствующую деятельность природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов, размещение отходов, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Потребление воды, земель, отлов животных, расчетная лесосека… за сверх нормативное потребление – дополнительная плата.
|
|
.
План
1. основы экологического права
2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды
3. Нормирование качества окружающей среды
Одна из важнейших функций государства – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды. Суть ее заключается в организации деятельности по разработке и выполнению программ правовых актов, планов, программ в области природопользования. Главные принципы и нормы, регулирующие охрану природы и ресурсов:
· Определение основных направлений политики в области природопользования
· Обеспечение экологической безопасности, на ближайшие годы и перспективу
· Утверждение экологических программ и их финансирование
· Учет природных ресурсов, ведение кадастров
· Оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния природной среды
· Установление лимитов использования природных ресурсов
· Формирование и расходование экологических фондов
· Принятие решений о закрытии экологически вредных производств
· Применение санкций к нарушителям экологического законодательства
· Организация заповедного дела и красной книги
· Экологическое образование и воспитание
В настоящее время 2 главных направления правового регулирования
- Предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду
- Правовое регулирование направлено на обеспечение рационального использования природных ресурсов.
Природные ресурсы находятся в федеральной государственной собственности.
Правительство РФ (высший исполнительно орган) обеспечивает проведение единой государственной политики.
|
|
Важным инструментом является экологическое право - отрасль права, кот. регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источником экологического права являются документы: конституция, законы и кодексы, указы и распоряжения президента; нормативные акты министерства и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления.
- Конституционные основы охраны окружающей среды (конституция 12 декабря 1993 г.) право на Землю, природные ресурсы, на экологическую безопасность, на возмещение ущерба.
- Законы и кодексы составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о недрах, о земле, охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира и др.
Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г. №7 Ф3. В этом главном законе отражены вопросы:
- Основы управления в области охраны ок.ср.
- Права и обязанности граждан
- Экономическое регулирование
- Нормирование
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- Требования к охране природы при хозяйственной деятельности
- Зоны экологического бедствия,
- Охраняемые природные объекты
- Гос. мониторинг
- Контроль в области охраны
- Научные исследования
- Основы формирования экологической культуры
- Ответственность за нарушения
- Международное сотрудничество
Действующий ныне закон значительно расширяет полномочия субъектов федерации. Право разрабатывать и издавать свои законы.
2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на 2 категории: органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся президент, Федеральное собрание, Госдума, правительство, представительные и исполнительные власти субъектов РФ. К категории специальной компетенции делятся на: комплексные, отраслевые и функциональные
Комплексные до 2000 г функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняет Госкомитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов.
17 марта 2000 все функции выполняет Министерство природных ресурсов, в структуру которого вошли гос.служба охраны окружающей среды и гос служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. К комплексным службам относятся также: департамент госсанэпидемнадзор РФ, фед служба по гидрометеорологии, министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий.
Отраслевыеорганы (Рослесхоз, Роскомзем, Госкомрыболовство, Минсельхоз России).
Функциональные органы – выполняют функции в отношении природных объектов (Минатом, Госгортехнадзор (использование недр), Минздрав (санитарно-эпидемический контроль), МВД России (охрана воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба милиции).
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в госстандартах (ГОСТ), которые, также как и постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977.Система стандартов в области охраны природы имеет следующие подсистемы: 0- основные положения, 1- гидросфера, 2- атмосфера, 3- почвы, 4- земли, 5- флора, 6- фауна, 7- недра.
По направлениям действий делятся на виды: 1- термины и определения, 2- нормы и методы измерения загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов, 3- правила охраны природы и рац. использов. прир рес, 4- методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хоз воздействия 5-6 – требования к средствам контроля и защиты окружающей среды, 7 – прочие стандарты. Например, ГОСТ 17. 2.2.05-86 17-номер подсистемы (атмосфера), 2- вид стандарта (нормы и методы измерений), 05 номер стандарта, 86 – год издания.
|
|
Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие разрабатывает экологический паспорт. Цель- прогноз экологической ситуации на предприятии и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранной деятельности. В паспорт входит данные об использовании природных ресурсов, о воздействии его на окружающую среду. При отсутствии лишается права на природопользование и хоз. деятельность или штраф.
ОВОС
Предупредительная форма экологического контроля - экспертиза. Бывает государственная, общественная, и др. Оценить соответствие намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности. Любые проектные документы, новая техника, технология, продукция, сырье, материалы, а также проекты стандартов и нормативов.
Федеральный закон об экологической экспертизе (1995) Принципы: обязательность, научная обоснованность выводов, независимость, вневедомственность- широкая гласность.
Общественная экспертиза, научная и др. на добровольной основе и носят рекомендательный характер.
Более глубоким и объемным вариантом экологической экспертизы является ОВОС. Проводят при разработке всех вариантов предпректной документации. Процедура ОВОС предшествует госэкспертизе и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия. Организует ОВОС заказчик. В полном объеме ОВОС для крупных объектов (АЭС, нефтеочистительные заводы, ТЭС и др. Итог ОВОС – «Заявление о воздействиях на окружающую среду». Результаты ОВОС – составная часть раздела «Охраны природы» в предпроектной документации.
|
|
Экологический аудит - независимая комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды с подготовкой рекомендаций. Указания по экоаудиту в ГОСТ
Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленными нормативно-правовыми документами.. Федеральная система обязательной экологической сертификации (ФСОЭС) Объектами являются – новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др. выдаются на 5 лет.
Экологический риск
- Оценка состояния здоровья,
- оценка состояния биоты
- Оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий стихийных бедствий на человека и окружающую среду.
Зоной экологического бедствия признаны зона Чернобыльской АЭС, Кузбасс, степные районы Колмыкии. Арал и Приаралье
Зона ЧС (Байкал, Северный Прикаспий, Кольский полуостров, Черное и Азовское, Урал)
Повышенной экол. опасности.
Хранического загрязнения окружающей среды.
Юридическая ответственность. Межрайонные природоохранные прокуратуры в некоторых субъектах
Экологические правонарушения: загрязнения, вырубка леса,.. Больше всего охота и рыболовство и охрана воздуха. Критерий – причинение вреда. Экологические правонарушения не относятся к общественно опасным – это экологические проступки, если причиняют ощутимый вред здоровью и окружающей среде – экологическое преступление.
Виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, имущественная.. Дисциплинарные – нарушение должностных обязанностей
Администативные – при нарушении закона об охране окр. среды. наиболее распространенный вид – штраф, предупреждение. Мера определяется органами Минприроды. Уголовная за правонарушения с тяжелыми последствиями. Уголовным кодексом определяется. (поджег леса, рубка леса, охота и др.) Экоцид(массовое уничтожение раст. и жив., отравление воздуха и др. – экологич катастрофа - срок 12-20 лет