double arrow

Введение. Прошлый раз мы начали говорить о мировой политике и не договорили о школах, которые существуют

12.11.2012.

29.10.2012.

Прошлый раз мы начали говорить о мировой политике и не договорили о школах, которые существуют.

Сказали о нео консерватизме, начали про либерализм.

Либералы исходят из того, что государства ориентированы на договоренности, на обеспечение мира, собственного процветания.

Ещё одна особенность либерального подхода- внимание к негосударственным субъектам. Создаются межправительственные организации для регулирования международных отношений. Существуют также неправительственные организации, количество которых увеличивается.

Такие организации могут быть связаны с глобализацией, защитой животных, правозащитные организации, организации против пыток.

Кроме гражданских акторов, есть другие, которые конкурируют с межправительственными организациями- это транснациональные корпорации.

Государства стремятся к длительному, долговременному сотрудничеству. Применение силы невыгодно. Это очень дорого. Фактор силы не так важен. Важно понимать, чем руководствуются сущности государств. После того, как закончилась холодная война, либералы получили поддержку. Мир перестал четко делиться на две враждебные системы, находящиеся в состоянии войны, хоть и холодной.

Консервативные концепции в сущности исходят к Гоббсу. У Локка люди не склонны к тому, чтобы убивать друг друга.

Последнее направление-марксизм и нео марксизм.

Здесь приоритет отдается идее экономического неравенства. Здесь важное значение имеет теория мир системы Эммануила Волерстайма.

Мир предстает как единая социальная система, которая постепенно развивается. Поскольку это система, то рассматривать её можно как целостность. Отсюда вывод о том, что если отдельные части системы пребывают в лучшем состоянии, чем другие, то это не случайность. Если одни страны являются более развитыми, то это следствие того, что другие являются менее развитыми.

Системы делятся на мир империи и мир экономики. Мир империи после 16 века постепенно вытесняется миром экономики. Системы развиваются циклично. Капитализм развиваясь превращает мир в единую систему. Существует ядро- страны с высоким уровнем экономического развития, периферия и полу периферия- это страны с догоняющем развитием. Периферия и полу периферия поднимают восстание против системы ядра. Например, это Октябрьская революция в России. Страны, принадлежащие к ядру, заинтересованы в том, чтобы в третьем мире была недорогая рабочая сила, недорогие ресурсы.

После прекращения противостояния между востоком и западом усиливается противостояние между севером и югом. Именно там может произойти в будущем конфликт или раскол, который чреват различными конфликтами.

Отсталость, неразвитость- это следствие не отсталости других стран.

Пост модернистский подход развивается в последние годы. После того, как раскол на два военных лагеря в мире перестал быть актуальным, некоторые стали считать, что всё стало проще. Но это не совсем правильно. Наоборот, всё стало гораздо сложнее.

На самом деле всё зависит от интерпретации. Все теории существуют для объяснения оправдания определенной точки зрения.

Сегодня мы живем в эпоху, когда единого подхода к пониманию процессов нет. С одной стороны, суверенные нации государств утрачивают свое значение, и теории о нациях государствах также начинают утрачивать свое значение.

На смену понятной системе взаимоотношений между нациями и государствами идет новый порядок, когда всё фрагментируется, подрываются целостные составляющие, идет фрагментация, перестройка отношений. Новые взаимоотношения должны соответствовать той ситуации, которая формируется.

Миры в фундаментальных своих параметрах сближаются. Мировые характеристики становятся универсальнее. Усиливаются противоречия. Появляются дифференциации, новые расслоения, противоречия, социальные группы, интересы которых противоположны друг другу.

Одна из основных тенденций современного мирового развития- это глобализация. Это достаточно запутанная тема в нашем развитии. Не так давно эта тема актуализировалась. Но написано очень много уже на эту тему.

Можно выделить три основных подхода к пониманию глобализации:

1) Линейный подход- когда глобализация рассматривается как всемирный исторический процесс, постоянно рассматривающей историю человечества;

Идет расширение пространства. Это можно видеть на протяжении всей мировой истории. Сначала мы видим города-государства, полисы. Это замкнутая единица, не нуждающаяся ни в каких поступлениях извне. Переход на следующую ступень развития- это этап глобализации. Весь этот процесс перехода к всё большему взаимодействию и взаиморазвитию называется глобализацией. Результаты этого процесса можно видеть на любом этапе развития истории.

Создаются межгосударственные структуры: например, Евро Союз. Это один из этапов развития.

2) Понимание глобализации как процесса универсализации и гегемонизации;

Разные части света начинают быть похожими друг на друга. Возникла эта система в 60-х годах 20 века. Возникла концепция большой деревни, мирового правительства. Мир становится всё более гомогенным.

Потребность в единой, согласованной системе управления формируется. Глобализация- это не обязательно унификация.

С другой стороны, глобализация- это не обязательно вестернизация, т.е. приобретение или распространение западных образцов. Начинают внедряться с востока культуры. Процесс двухсторонний. Это не обязательно вестернизация.

3) Глобализация как процесс всё большей открытости.

Здесь речь идет о том, что границы стали прозрачнее с экономической точки зрения. Можно говорить о глобализации экономической. Ключевая роль принадлежит транснациональным корпорациям. Роль их колоссальная. Некоторые авторы пишут, что такие корпорации превращаются в основную структуру гражданского общества.

Сегодня крупные корпорации выступают как носители единого интереса. Уже корпорации выступают как единый субъект. Классовый конфликт между предпринимателями объединял людей, принадлежащих к классовым категориям.

Отсюда концепции корпоративного гражданства, корпоративной ответственности.

С точки зрения от глобализации выигрывает крупный бизнес. Другие социальные категории несут потери. Теряется их преимущество, которое они завоевали в предыдущий период.

Приписаны они в одной стране, прибыль получают в другой.

Символ глобализации, когда в аэропорту немецкого города диспетчер приглашает пассажиров на посадку в самолет (это было ночью), но диспетчер в это время находился в Америке. Компании выгодно нанять диспетчера, который может осуществлять свои функции днем (в Америке), когда в Европе ночь. И ему не платят за работу в ночное время.

Глобализация рассматривается как многосторонний процесс. Огромные информационные обмены, в т.ч. в глобальной сети Интернет. Глобализация связывается с развитием новых технологий, к которым относятся в т.ч. биотехнологии.

Благодаря новым технологиям границы государственные становятся абсолютно проницаемыми. Это ответ на открытость границ. На сегодня это не очень эффективно. Развитые страны открывают свои границы. В этом тенденция их развития.

К новым технологиям относится, прежде всего, Интернет.

По-разному к этому относятся к точки зрения политических последствий.

Политологи начали писать, что Интернет- это величайший демократизатор.

Чтобы добывать информацию вопреки усилиям властей, нужны серьезные усилия. Меры, кажущиеся беспомощными, ограничивают возможности для большей части населения.

Безусловно, попытки взять под контроль Интернет усиливаются.

Есть некоторые противоречия, которые на сегодняшний день очевидны.

Есть откровенно бедные страны. Благодаря глобализации в эти страны проникают все достижения современного мира из самых развитых стран. В хижинах появляются телевизоры с шикарным изображениям. Это новая ситуация.

Есть такой район очень бедный, трущобы.

Есть противоречия межу достижениями технологической мыслью, производством и малограмотностью. Неграмотные люди получают в свое распоряжение мобильные телефоны, появляются банкоматы и иные технологические системы. Число грамотных в мире сокращается. Неграмотность растет.

Пользование этими устройствами стимулирует неграмотность. Разрыв между севером и югом увеличивается. Из неразвитых регионов усиливаются миграционные потоки. Потоки людей устремляются в благополучные страны, усиливаются конфликты. В бедных странах появляются новые недовольные, социальные группы с новыми характеристиками.

Происходит всё большее и большее расслоение. Происходит серьезная дифференциация не богатых и бедных, на грамотных и не грамотных.

Появилось цифровое неравенство. Всё это приводит к напряженности даже в тех регионах, где считается, что сформировалась стабильность. Мы недавно это наблюдали среди протестов во Франции. Это новые недовольные, новые формы протеста. Раньше было понятно, кто проводит социальную акцию, какие социальные силы какие требования выдвигают.

Разные люди из определенной группы требуют разных вещей. Их в целом объединяет один настрой. Потом никто не может сказать, что это было. В Лондоне было много подростков, их отлавливали.

У нас пытались организовать какие-то беспорядки, основную часть участников составляли молодые люди, в особенности, школьники. Главное для них, было выйти и покричать.

В развитых странах участниками таких протестов становятся мигранты, бывшие мигранты. Этот раскол между севером и югом проявляет себя внутри севера. На анализе этих проблем появляется концепция расколотой цивилизации или столкновения цивилизации.

Страдают от этих процессов нации государства. Их суверенитет находится под угрозой. Товары, капиталы, рабочая сила перемещается через границы. Получаются противоречия. Национальное государство несет ответственность перед собственным государством. Национальное государство не может контролировать эти процессы, за которые оно может нести ответственности. в развивающихся странах бюджет национальной корпорации во много раз больше, чем бюджет национального государства.

С другой стороны, страны, откуда уходят капиталы, тоже оказываются в очень тяжелом положении. Они хотели бы навязать определенные параметры поведения.

В диалоге государства и бизнеса во многих случаях шарм на стороне бизнеса. Бизнес может диктовать свои условия. Развитые страны включаются в глобальную конкуренцию. У них уже- это огромное социальное законодательство. Сегодня всё это оказывается не завоеванием, а тяжелейшим бременем и недостатком.

Государства оказываются в более выигрышном положении, чем страны, где есть большая конкуренция.

Со всеми социальными завоеваниями, эти станы проигрывают в конкуренции за привлечение капиталов в развивающихся странах.

Проблемы с экологией есть, но нет практически проблем с охраной окружающей среды.

В связи с этим мы наблюдаем кризис таких систем. Это происходит не только в Греции, в т.ч. в Германии. Меняется пенсионное законодательство.

Перемещающиеся потоки делают страны взаимозависимыми. Это мы наблюдали, когда в США случился ипотечный кризис. А трясти начало всю экономику в мире.

Например, Wikileaks- все секреты дипломатии стали раскрыты.

Глобализация дает разные эффекты: есть положительные, но и негативные тоже есть: анти-демократические, ксенофобные, одиночество в сети увеличивается.

Мир переживает переломный момент. Не очень ясно, что это закончится. Вестфальская система рушится. Возникают новые участники мировой политики. Огромное количество межправительственных организаций. Их роль очень активизируется: например, ООН, ВТО, военные союзы, региональные союзы. Когда впервые начали создаваться эти организации, то предполагалось, что они будут проводить интересы государств, которые подписывают эти соглашения. У них самостоятельная роль, самостоятельный субъект мировой политики.

Происходит регионализация. Государство подвергается воздействию с двух сторон: с одной стороны, это глобальные надгосударственные процессы, с другой стороны- национально-территориальное государство подрывается изнутри. Появляются идеи о том, что всякий этнос должен иметь свое государство. Большинство государств полиэтничны.

Европа пытается решить этот вопрос с помощью того, что любые страны в Европы могут общаться с ЕС напрямую, минуя какие-либо государственные институты. Можно сказать, что мир усложнился. Сегодня общество взаимодействует со своим государством, общества взаимодействуют между собой, правительства взаимодействуют между собой, международные организации напрямую выстраивают отношения с обществами других стран. Некоторые говорят, что образуются всё больше и больше суверенных государств. Некоторые говорят, что государственные границы никуда не исчезли, все переговоры с транснациональными корпорациями ведут государства. Противоречия здесь чувствуются.

Национально-территориальное государство изменится в будущем, но просто так оно со сцены не сойдет. Всегда, когда образовывались новые модели, всегда это проходило тяжело.

Мы видим попытки создать национальные государства на разных территориях, которые не признаются. Появился термин- непризнанные государства (unrecognized state). Например, это сейчас Абхазия и Южная Осетия.

Очень важная проблема- это проблема идентичности. Раньше люди идентифицировали себя с государством, то сегодня фигурирует семья, этнос, религия. Транснациональные корпорации не заинтересованы в том, чтобы там работали люди, идентифицирующие себя с транснациональными корпорациями. Отсюда такая популярность произведений про средиземье. В деталях продуманная, придуманная история, где всем находится место. Человек туда переселяется, идентифицируется со средиземьем.

Политические коммуникации

Тема очень актуальная, является одним из основных направлений исследований среди политологов в мире.

В рамках русскоязычной среды мы пользуемся тем, что попадает нам в виде переводов.

Под коммуникацией мы понимаем межличностное общение между людьми и передача информации. Общение между людьми предполагает передачу информации. В конце концов передачу информации осуществляет человек.

Политические коммуникации- это один из видов социальных коммуникаций. Это межличностное общение, которое возникает в ходе политической деятельности. Это передвижение информации, которая обеспечивает воспроизводство или функционирование политической жизни общества.

Мы должны понимать, что человек, который хочет участвовать в политическом процессе, человек, который хочет участвовать профессионально, добиться успехов в политике, должен представлять себе, как происходят политические коммуникации. Именно понимание того, как происходит успех в сфере информации, зависит то, как принимает решения человек, являющийся политиком или умеющий управлять.

Всё это имеет смысл, если речь идет не о принуждении. Значение информации и коммуникации усиливается тогда, когда речь идет о ненасильственных способах взаимодействия, когда принуждение не является основным способом достижения результата. Особенно важным здесь является контроль за процессом коммуникации.

Элементы коммуникации:

1) Источник коммуникации или коммуникатор;

2) Информация;

3) Способ передачи информации;

4) Получатель или реципиент.

Коммуникатор не единственный, кто является активным участником коммуникативного процесса. В контроле за коммуникацией заинтересован тот, кто получает информацию. Посредник между коммуникатором и реципиентом усиливает её активность.

Коммуникацию можно представить как процесс совершение неких действий. На начальном этапе отправитель информации осознает информацию, т.е. то, что именно он хочет передать. Следующее действие- кодирование информации. Затем- выбор канала трансляции. После этого появляется получатель информации или реципиент, который должен будет осуществить понимание информации или декодирование.

Осознание информации- очень важно понимать, что именно мы хотим передать тому, кому хотим передать. Цель коммуникации может не совпадать с содержанием нашего послания. Человек участвует в выборах и в ходе взаимодействия с избирателями, направляя им послания, хочет получить власть. Но если он будет говорить им свою цель, то он власть не получит. И коммуникатор должен четко понимать, что он хочет сообщить реципиенту.

Кодирование- придание определенной формы посланию. Оно может быть вербальным и не вербальным. Если речь идет о вербальной форме, то нужно выбрать правильный язык. Например, будет ли это официальный язык или шутливое, ироничное послание, будет ли это высокий стиль общения, или это будет лексика низкого уровня, зависит это от многих факторов. Это зависит от адресата. Будет очень странно, если мы высоконаучным языком будем обращаться к людям, которые этим языком не владеют. Язык зависит от контекста коммуникации. Если это кризисная коммуникация, то это один стиль общения. Праздничный, поздравительный стиль общения- это уже другая сфера коммуникация.

Невербальная кодировка- могут использоваться разного рода знаки. Они могут быть комические, которые имеют сходство с объектом: картинки, фотографии. А могут быть символы: это может быть символическое изображение пожара в виде дымящегося дома или символика: флаги, гербы, которые все понимают. Цветовое наполнение коммуникаций очень важно. Везде, где появляется триколор, идет определенная передача информации.

У политических партий есть своя символика. ЕР использует и триколор, и медведь, и карта России, по которой шествует медведь.

Нужно осторожно с этим обращаться. Все эти способы кодировки должны учитывать культурный аспект- они должны быть узнаваемы, учитывать традиции восприятия. Когда писали про выборы в США, то всегда появлялись картинки слонов и осликов.

Владимир Вольфович в самом начале 90-х годов начал обращать внимание на символическое изображение своей партии- появился сокол Жириновского. Была газета «Сокол Жириновского». Также Владимир Вольфович использовал карту Советского Союза, где была пририсована Финляндия и Польша.

Что касается выбора канала информации, то у того, кто хочет производить коммуникацию есть большой выбор. Это может быть непосредственное общение, разговор, общение с помощью технических средств, радио, телевидение, это может быть личное общение, почтовое, электронное, через СМИ.

Политики высокого уровня могут выступать сами, а могут использовать посредников. Это может быт пресс-секретарь, могут быть журналисты.

У каждого канал коммуникации есть свои преимущества, есть свои недостатки. Казалось, что может быть лучше общения лицом к лицу. Говоришь реципиенту то, что нужно. Но это зависит от того, насколько хорошо мы можем доносить свою информацию лично. А если политики кабинетные, и не могут общаться лицом к лицу.

Публичное общение с аудиторией должно входить в современный набор профессионального политика. Умение вести дебаты- это обязательная квалификация современного политика страны. Политики должны уметь сообщать гражданам свою политику. У нас это не стало квалификационным признаком профессионального политика. Считается, что у нас в дебатах участвуют политики, которые ничем другим больше заняться не могут, а те, кто делом занимаются, в дебатах не участвуют. Участвовать в дебатах нужно уметь.

Что касается радио, телевидения и прочих СМИ, то у них есть свои преимущества: это самые обще охватные средства достижения территории. Когда мы общаемся через СМИ, радио, то можно хорошо подготовиться. Наши политики записывают свои обращения к гражданам. Дмитрий Анатольевич, ведя свой блог в Интернете, обращения записывал.

Есть и недостатки в этих каналах коммуникации: как граждане, мы должны понимать, что тот, кто на экране перед нами предстает, это не совсем политик, а его образ. Но на протяжении всей истории люди не могли так близко увидеть политиков. Сейчас мы можем узнать о политиках всё, но мы можем находиться в ситуации абсолютной фальсификации.

Если нужно передать неприятную информацию, то политики делают это через посредников.

Через СМИ можно вбрасывать слухи. Иногда канал коммуникации определяется в связи не с особенностями политика, а особенностями реципиента. Выбор канала зависит от содержания кодировки: вербальной или не вербальной. Иногда наоборот: кодировка определяется тогда, когда есть какой-то канал.

Коммуникатор всегда стремится контролировать процесс коммуникации. Но это ему удается не всегда. Возникает такое явление, которое называется спонтанная коммуникация. Человек меняется в лице, он начинает говорить то, что не заготавливал, не хотел изначально сказать. Это очень важная часть политической коммуникации. Чтобы распознать спонтанную коммуникацию, то не нужно знать символов, знаков.

Спонтанная коммуникация очень важна с точки зрения информации для реципиента.

Очень часто политики имитируют спонтанную коммуникацию. Они делают вид, что всё произвольно.

У нас все партии стали придумывать свои программы. В 90-е года стали придумывать разные программы, стали заказывать эти программы.

Спонтанная коммуникация может противоречить имиджу политика, потому политика стараются её избегать. Может к искажению информации также приводит неверная кодировка, неверно выбранный канал. Очень важен анализ реципиента.

Люди воспринимают информацию очень по-разному. Основоположник теории политических коммуникаций дал классическую формулу коммуникации.

Он написал, что необходимо представлять себе коммуникацию из нескольких элементов:

1) Кто сообщает;

2) Что сообщается;

3) По какому каналу сообщается;

4) Кому сообщается;

5) С каким эффектом сообщается;

6) Как воспринимается информация.

Под политической коммуникацией под реципиентом понимается избиратель. Появилось понятие обратной связи. Чтобы оценить акт коммуникации, нужно довести до конца эту цепочку и посмотреть обратную связь. Реципиент обрабатывает, осознает информацию. В результате этого может возникнуть вторичная информация. Это может говорить об успехе первоначальной информации.

То, что коммуникатор отправил информацию, этот не означает, что совершился акт коммуникации. Нужно понять, получена ли была информация, состоялась ли обратная связь. Реципиент осуществляет обратный процесс. Если коммуникатор кодирует информацию, то чтобы воспринять информацию, то реципиент её декодирует.

Система координат коммуникатора и реципиента могут не совпадать, и как правило, не совпадают. Анализ предполагает, что нужно эту разницу оценивать. Коммуникатор стремиться, чтобы реципиент адекватно оценивал эту информацию.

Та информация, которая передается и является явной, может иметь совершенно иной смысл. В ней может быть скрыто иное содержание. У нас это принято называть посланием- message. Оно может содержать дополнительные сведения. Оно отражает подлинные намерения коммуникатора, вне зависимости от того, в какую форму они обличены. К невербальным формам могут относиться действия, события, которые воспринимаются как некая информация. Например, арестуют очень крупного бизнесмена. То гражданами это может восприниматься как некая угроза властей в отношении ведения бизнеса.

Сейчас на наших глазах разворачивался процесс в Министерстве обороны.

В самом общем виде акторами политической коммуникации являются политические элиты с одной стороны и общество с другой. Они меняются время от времени как участники коммуникации.

Если это нормальная политическая система, то не менее важен поток коммуникации, идущей снизу. Интенсивность двусторонних коммуникаций один из важнейших показателей, которые характеризуют режим. При демократическом режиме обратная коммуникация не менее важна. Граждане посылают запросы, требования в отношении властей.

Иногда среди этих акторов особо выделяют государственные структуры, т.е. органы власти. Следующие- это круг посредников. К ним относятся политические партии. Это идеальный посредник между обществом и государством: возникают как общество и при определенных условиях становятся частью государства. Также СМИ являются посредниками. Неправительственные организации или организованные интересы являются посредниками.

Важная характеристика информации- это общественное мнение. Носителем общественного мнения является общественность. Это порождение Великой Французской Революции. Это большинство активных граждан, которые в состоянии сформулировать запросы.

Общественное мнение в последнее время играет всё более и более важную роль в политике.

Политикам всегда было интересно, что о них думают избиратели. В современных условиях опросы общественного мнения проводятся постоянно. Сегодня чуть ли не ежедневно американский Президент получает информацию об общественном мнении. Это мнение граждан, которые не занимаются специально множеством вопросов, которые принимают политики. А такие решения политиков могут быть жизненно необходимыми для страны.

Сегодня общественное мнение у нас формируется. Сегодня проводится колоссальная работа по выявлению общественного мнения. Опросы общественного мнения остаются в тайне. Они заказываются, но не публикуются. Власти стараются контролировать процессы политических коммуникаций.

У нас поразительная ситуация, когда социологические службы поделились. Есть те, которые называют про кремлевские и есть независимые. Однако, когда мы делаем определенный заказ, то хотим получить желаемый результат.

Органы власти делают два варианта- один для публикации, а второй для себя.

Одна из исследовательниц в Германии выяснила, что публикация опросов из общественного мнения серьезно влияет на исход выборов. Это было в 60-е года. И стали запрещать публиковать такую информацию в день перед выборами, в день голосования. И результат был такой, что изменилось на 3% - 4% и тогда это было очень существенно для Германии.

Важно понимать, кто является субъектом коммуникации- являются ли это лидеры, либо их представители. Сейчас очень часто субъектом коммуникации являются пиар службы, консалтинговые организации, организации public relations. Проявляются профессиональные люди, которые понимают, что такое информация, и как её делать. Целью коммуникации является достижение власти. Это не технический инструмент. Люди безусловно будут влиять на содержание посланий.

В США людей беспокоило то, что проводят опросы общественного мнения перед тем, как принять решение. Появилось правило 50%: если больше 50% при опросе поддерживают решение, то решение принимается, а если меньше 50%, то не принимается. Это правило использовал Билл Клинтон.

Главная цель политика- удержаться у власти. Проводится для этого по заказу политика маркетинговое исследование. Дальше начинаются вопросы. Будет ли это тем, чего хотят избиратели. Получается, что мы им пообещали, они за нас проголосовали, и будет ли это реализовываться.

Типы политических коммуникаций:

1) Вербальные;

2) Невербальные;

3) Вертикальные- между правящими и подвластными, элитами и гражданами, государством и обществом;

4) Горизонтальные- между организациями (правительственными, неправительственными);

5) Личностные;

6) Межличностные;

7) Массовые.

Сейчас очень интересно наблюдать то, что происходит в обществе. Общество может через Интернет объединяться, контактировать. Через Facebook происходит коммуникация.

Новые средства коммуникации-это новый демократизатор. Появились и очень скептические точки зрения. Исследователь Стэндфордского Университета Евгений Морозов скептически оценивает роль Интернета и массовых коммуникаций, т.к. там может распространяться опасная информация террористического свойства, националистического.

Сейчас появляется возможность эффективной коммуникации. Интернет, также как и телевидение в свое время и всё остальное, это всего лишь инструмент. Им можно пользоваться очень по-разному.

Виды безопасности:

1. Ядерная

2. Радиационная

3. Пожарная

4. Технологическая

Нераспространение обеспечивают:

1. Договора и конференции

2. Международные организации (МАГАТЭ)

3. Внутригосударственное законодательство

Характеристики ЯМ:

1. Особый вид материала

2. Радиоактивность => необходимы ФЗ и УиК

3. Делящийся материал (распад, превращения)

Нормативная база:

1. Конституция

2. Федеральные законы (ФЗ «об использовании атомной энергии», №550)

3. Постановление правительства (№ 465)

4. Ведомственные документы (СФЗ и СУиК)

5. Федеральные нормы и правила (НП-083-09 - ОПУК)

! ФЗ формируют общие требования, а требования к СФЗ формируются в ведомственных документах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: