Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе Государственного заказа, портфеля заказов потребителей и прогнозирования рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятию, производящему продукцию, имеющую важное государственное значение (оборонный, экспортный, импортозамещающий заказ и т.д.). Система государственных заказов применяется во всех развитых странах. Их размещение производится, как правило, на конкурсной основе и представляется тем предприятиям, которые обеспечивают его выполнение в установленные сроки с наименьшими затратами и высокой потребительской стоимостью. Государственный заказ предприятиям привлекателен в связи с предсказуемостью сбыта, получения дохода, а также, как правило, с непрерывным финансированием за счет бюджета или других источников. Поэтому в конкурентной борьбе за его размещение иногда применяются и теневые методы (подкуп, шантаж и т.п.)
В Республике Беларусь государственный заказ для крупных предприятий монополистов носит директивный характер, в форме директивного планирования номенклатуры производства заказа.
|
|
Портфель заказов формируется на основе заключенных договоров на поставку продукции. Определение существующей потребности в товарах и прогнозирование производства и продажи на перспективу осуществляется в результате маркетинговых исследований, в процессе которых производится сегментирование рынка.
Сегмент рынка – это выделение из общего рынка отдельных групп потребителей, так как ни одно предприятие на современном этапе развития рынка товаров не в состоянии охватить всю сферу рыночного товарооборота. Сегментации подлежит не только внутренний рынок, но и внешний (Европа, Россия и т.д.).
Объем продаж | ||||||
зрелость | ||||||
начало | развитие | старение | ||||
точка ухода с рынка | ||||||
Рис. 1 Фазы жизненного цикла товаров
Формирование производственной программы предусматривает обязательный анализ стадии жизненного цикла, на котором находится продукция, и эластичности спроса.
Каждый товар проходит 4 фазы жизненного цикла: начало, развитие, зрелость и старение (см. рис.1). Этапы развития и зрелости характеризуются прибыльностью производства, увеличением объема продаж. На начальном этапе, как правило формируется имидж предприятия по данному виду продукции и затраты могут превышать доход от выручки. На этапе старения происходит снижении е спроса. Предприятие, не успевшее перестроить производство, разоряется или несет убытки.
|
|
Важным моментом при формировании программы является ориентация производства на самоокупаемость (покрытие издержек за счет выручки от продаж) и самофинансирование его развития. В противном случае развитие предприятия невозможно и деятельность становится бессмысленной.
Исходя из изложенного, можно выделить следующие этапы формирования производственной программы:
1. Анализ выполнения производственной программы за предыдущий период (н).
2. Оценка возможности реализации продукции на сегментах рынка в плановом периоде.
3. Оценка экономической эффективности выпуска каждого вида номенклатуры, ассортимента продукции исходя из затрат на его производство и цены рынка.
4. Оценка производственных возможностей (потенциала) предприятия по обеспечению выпуска продукции в объеме и номенклатуре исходя из маркетинговых исследований.
Под производственным потенциалом предприятия понимается возможность предприятия обеспечить выпуск продукции в соответствии с формированным портфелем заказов обеспечивающим максимально возможный объем продаж на сегментах рынков.
Он (потенциал) определяется следующими факторами (составляющими):
- производственной мощностью
- наличием материальных ресурсов: основных и вспомогательных, в т.ч. всех видов энергии и топлива
- наличием трудовых ресурсов
- наличием собственных финансовых ресурсов или заемных.