Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели

Краеугольным камнем формирования экономических платформ идеологических течений является признание форм собственности и присутствия государства в экономической жизни общества, его роли и места в регулировании экономики, масштабов и направлений вмешательства государства в экономические процессы.

Экономические платформы современных идеологических течений

Формируя идеологические основы развития белорусской экономики, необходимо представлять идеологическую картину современного мира, увидеть экономическую составляющую основных идеологий.

Проблемы социального и экономического развития государства всегда занимали умы видных мыслителей, научных деятелей и красной нитью проходили через все идеологические течения – либерализм, консерватизм, социал-демократию, коммунизм.

Либерализм, который как самостоятельное идеологическое направление сформировался в конце XVII--XIII веков, выдвигал свою экономическую платформу и свое отношение к социальной сфере, которую сформулировал и обосновал в своих трудах выдающийся английский мыслитель А.Смит. В основу своей концепции классический либерализм положил идеи свободного рыночного обмена: «честной конкуренции», предпринимательской инициативы, полного освобождения от надзора государства в экономической деятельности. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, обеспечивающего порядок и исполнение законов.

В социальной области классический либерализм исходил из принципа свободы человека, защищенности его частной жизни, из «естественного неравенства людей», их «способностей, талантов, трудолюбия», что обусловливало получение различных результатов даже при равных условиях.

Однако, как показала мировая практика, идеи классического либерализма не дали обещанного результата в развитии экономики. Кризис классического либерализма обусловил необходимость выработки новых идей, которые нашли отражение в социальном либерализме. Вместе с тем идеология либерализма остается доминирующей и сегодня.

Социальный либерализм или неолиберализм, который пришел на смену классическому либерализму, основан на новых идеях и принципах, на новом понимании роли государства в экономической и социальной сфере. Наибольший вклад в разработку основ неолиберализма внес Джон Кейнс – английский экономист, учение которого получило название кейнсианство. В своей Концепции «государства всеобщего благоденствия» Дж.Кейнс в качестве генеральной идеи выдвигал определяющую роль эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и активного участия государства в решении социальных проблем: поддержка обездоленных и социально незащищенных слоев населения; доступного всем категориям граждан медицинского обслуживания; бесплатного дошкольного воспитания; школьного и высшего образования и т.д.

Системно применять идеи Дж.М.Кейнса на практике впервые пытался Президент США Ф.Д.Рузвельт, назвавший введенную им систему государственного регулирования экономики новым курсом.

Осуществляемые им в течение ряда лет преобразования позволили решить ряд сложных проблем, в том числе преодолеть огромную безработицу, увеличить спрос на товары, производимые на предприятиях США, увеличить расходы на социальные нужды, на образование, здравоохранение и т.д.

Идеи социального либерализма в области решения экономических и социальных проблем были использованы многими развитыми капиталистическими государствами.

Однако к середине 70-х годов кейнсианские методы регулирования экономики и решения социальных проблем исчерпали себя; назрела необходимость в новых подходах и новых методах их решения.

Иное видение социальной и экономической политики обосновывали идеологи консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм как идейно-политическое течение появился в эпоху Просвещения и Великой французской буржуазной революции 1789 года и в систематизированном виде был представлен в работах английского ученого Э.Берка. Основная идея консерватизма – сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Расцвет идеологии и политики консерватизма относится к 70-м годам ХХ века в виде неоконсерватизма. Его идеологи -- Дж.Белл (США), Р.Гелен, Э.Юнгер, Г.Кальтербрунер (ФРГ), Р.Арон, А.де Бенуа (Франция).

Последние выступали за приоритет рынка, развитие свободного предпринимательства и минимальное участие государства в экономике. Они отвергали идею «государства всеобщего благоденствия», считая, что выполнение несвойственных ему функций ослабляет государство.

Социал-демократия в своей трактовке экономической теории и социального развития исходит из цели достижения экономической и социальной демократии. В экономической сфере должен быть обеспечен приоритет интересов общества над частными интересами, экономика должна быть смешанной, и в ней свою роль должен играть государственный сектор экономики, обязателен демократический контроль над экономикой. Главные задачи экономического развития – полная занятость населения, рост общественного производства, повышение уровня жизни населения, удовлетворение стремления людей к вознаграждению в соответствии с их трудовым вкладом, справедливое распределение дохода.

Основной идеей идеологов коммунизма как политического течения было создание социалистического государства и построение социалистического общества. К.Маркс и Ф.Энгельс в преобразовании экономической сферы стояли на позиции обобществления всех средств производства, превращении их в собственность всего народа, что должно было служить основой планомерного развития производительных сил, устранения товарного производства, упразднения товарно-денежных отношений, торговли.

Однако реализовать идеи К.Маркса и Ф.Энгельса на практике было очень трудно. В силу этого последователь марксизма В.И.Ленин существенно изменил свои взгляды на развитие экономической сферы и, в частности, на товарное производство, товарно-денежные отношения, торговлю, кооперацию. Им были выработаны идеи новой экономической политики, которые после его смерти не нашли поддержки.

Идеи марксизма-ленинизма были использованы в бывшем СССР, вставшем на путь строительства социализма, формирования жесткой плановой системы, отрицания рынка. Однако его экономические успехи, также как и других стран, идущих по этому пути, не дали ожидаемых результатов, социалистический эксперимент потерпел провал. Разрушительный удар коммунистической идеологии был нанесен распадом бывшего СССР в начале 90-х годов ХХ столетия.

Однако именно с коммунистическим мировоззрением бывший СССР и наша республика, входящая в его состав, одержали важные победы – над нищетой, безграмотностью, нацизмом. Коммунистические идеи близки человеку, поскольку в их основе стремление к равенству и социальной справедливости.

Рассмотренные экономические платформы различных идеологий позволяют отметить, что отдельные черты марксизма-ленинизма, либерализма, консерватизма в какой-то степени могут быть использованы при формировании идеологии экономического развития Республики Беларусь. Но наша экономика должна развиваться по собственному пути, в рамках присущих нам традиций, ценностей и целей. Наша экономическая политика должна быть последовательной и самостоятельной.

Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях белорусской экономики.

Как показывает опыт, экономически развитых стран и, в первую очередь, ведущих стран Европы, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Можно сказать, что современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США.

Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50 %, доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциации населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развитая система производственной демократии.

Эта модель экономики имеет место в скандинавских странах - Швеции, Дании, Норвегии.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии.

В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Примером социально ориентированной модели рыночной экономики может служить Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия. По меркам западноевропейских подходов государственное регулирование макроэкономических процессов как в теоретическом, так и в практическом плане достигло наиболее высокой степени своего развития в Германии. Это касается денежной и бюджетной политики, структурной политики и политики на рынке труда.

Немецкое государство играет существенную роль в перераспределении доходов методами финансовой и социальной политики, в отношении собственности, сочетая право распоряжаться собственностью с ее эффективным использованием, предусматривая жесткую экономическую и юридическую ответственность за использование собственности.

Одной из важнейших сфер регулирования является политика содействия конкуренции, главная цель которой – не допустить господства отдельной формы на рынке.

Важнейшей составляющей государственного регулирования в Германии является социальная политика.

Сегодня Германия оказывает существенное влияние на формирование механизмов государственного регулирования экономики других стран.

Следует отметить, что на современном этапе наблюдается тенденция к некоторой унификации механизмов государственного регулирования экономики, но, несомненно, что специфика национальных механизмов еще долго будет сохраняться.

На сегодняшний день нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения стран, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др.

Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекательную модель на экономику другой страны.

Основными отличиями моделей рыночных экономик являются:

· структура собственности;

· социальная политика;

· масштабы государственного вмешательства в экономику;

· участие государства в перераспределительных процессах.

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.

Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, являются:

· Во-первых, сильная и эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть - важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.

Государственная власть, исходя из критериев общественного блага, может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

· Вторая характерная особенность нашей модели - это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным сектором. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкогоспектра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор.

· Третья отличительная особенность нашей белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

· Четвертая особенность белорусской модели - развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.

Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые, так или иначе, отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений,развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция - конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можнорассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ.

· Пятая характерная черта нашей модели - сильная социальная политика - краеугольный камень нашей государственной политики.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Сегодня государство должно решить важнейшую задачу - формирование человека нового типа - предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: