Подтверждение соответствия (сертификация) продукции и систем качества

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 15

Внедрение атомов и молекул в многослойные трубки

Интеркалирование однослойных и многослойных трубок различно. В многослойных трубках интеркалируемые частицы располагаю между отдельными слоями, в однослойных — проникают в межтрубное пространство сростков.

Интеркалирование нанотрубок отличается от аналогичного процесса в фулеренах. Фуллерены, например С 60, образуют комплексы с переносом заряда только с донорами электронов [5] По данным спектроскопии комбинационного рассеивания и измерений проводимости, сростки однослойных трубок проявляют двойственность(они могут взаимодействовать и с донорами, и с акцепторами. Кристаллические сростки однослойных трубок обнаруживают металлические свойства. В таких трубках наблюдается положительный температурный коэффициент. Внедрение брома или калия уменьшает сопротивление трубок при температуре 300 К в 30 раз и расширяет область положительного температурного коэффициента. Следовательно, трубки, легированные бромом иди калием, можно отнести к синтетическим металлам [27].

Адсорбция газов нанотрубками может осуществляться на внешних и внутренних поверхностях, а также в межтрубн ом пространствах. Экспериментальное изучение адсорбции азота при температурах 77 К на многослойных трубках с мезопорами шириной 4,0 ± 0,8 нм показало, что адсорбция имеет место на внутренней и внешней поверхностях трубки [28] Причем на внешней поверхности адсорбируется в 5 раз больше частиц, чем на, внутренней, и изотермы этих процессов имеют различный вид. Адсорбция в мезопорах согласуется с классической теорией капиллярной конденсации, и вычисленный диаметр пор равен 4,5 нм. Некоторая специфика процесса связана с тем, что трубки открыты только с одного конца.

Сростки однослойных нанотрубок хорошо адсорбируют азот. Ис­ходные неочищенные трубки имели внутреннюю удельную поверх­ность 233 м2/г, внешнюю — 143 м2/г- Обработка нанотрубок соляной и азотной кислотами увеличивала суммарную удельную поверхность и повышала адсорбционную емкость по бензолу и метанолу.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законо­дательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внут­ренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют зако­нодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны — устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон «О защите прав потребителей», принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, мо­гут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее пара­метрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом гово­рят, что продукция попадает в область, законодательно не регули­руемую.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законода­тельно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является серти­фикация продукции, проводимая независимой третьей стороной, т. е.

стороной, не зависимой ни от поставщика, ни от потребителя. В случае получения положительного результата, в процессе сертификации вы­дается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверж­дающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, ус­тановленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может бес­препятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней офи­циально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребо­вать у поставщика доказательство соответствия продукции определен­ным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъ­явленным самим потребителем (и в том числе — соответствия ус­ловиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, уста­новленным потребителем требованиям.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может про­водить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверж­дение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соот­ветствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного ма­териала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою оче­редь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения вы­годы из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.

В любом случае конкурентоспособность поставщика и его успех на рынке будет определяться качеством продукции, которое, к сожа­лению, не подтверждается сертификатом соответствия.

Тем не менее, поставщик может получить и некоторые преимуще­ства в результате проведения сертификации продукции, напрямую не связанные с целями сертификации. Это, в частности, повышение ответственности за качество выпускаемой продукции вследствие над­зора независимого характера.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий.

8. 100%-ный контроль. В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса. Со­гласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществ­ляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформлен­ные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по серти­фикации сравнивает результаты испытаний с требованиями законода­тельства (если продукция попадает в регулируемую законодательст­вом область) либо с другими представленными поставщиком харак­теристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных ре­зультатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

Сертификация — важный фактор обеспечения доверия при взаим­ных поставках продукции, а также решения таких крупных социаль­ных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружаю­щей среды. Развитие сертификации в общем экономическом простран­стве различных государств подразумевает взаимное признание резуль­татов сертификации продукции, которое может быть основано на гармо­низации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

На уровне европейских стран, взаимоотношения субъектов серти­фикации регулируются серией европейских стандартов ЕН 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осу­ществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредита­цию, т. е. получают официальное признание того, что они могут про­водить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами ЕМ 45002 или ЕК 45010, проверяет выполнение испыта­тельной лабораторией или органом по сертификации стандартов ЕК 45001 или ЕК 45011, соответственно.

Для испытательной лаборатории результатом аккредитации явля­ется признание ее технической компетенции в проведении определен­ных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функ­ционировании в определенной системе сертификации продукции.

Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

повышение качества и профессиональной компетенции испытатель­ных лабораторий и органов по сертификации;

признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Однако, многие испытательные лаборатории и органы по сертифи­кации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверия и признания компетенции можно достичь с меньшими затра­тами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств.

В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые зако­нодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточа­ющие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совмести­мости; в России должны быть аккредитованы все органы по серти­фикации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятель­ность в целях сертификации.

Еще одним способом подтверждения соответствия продукции явля­ется декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стан­дарту ЕН 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандар­ту или другому нормативному документу, на который данная декла­рация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта ЕК 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.

Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. Положения дан­ного документа распространялись не только на организацию и прове­дение работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а и на такие объекты, как процессы, работы, системы качества.

Однако, развитие отечественной сертификации, активизация дея­тельности различных структур промышленности, развивающееся тех­ническое видовое законодательство обусловили необходимость упоря­дочения деятельности по сертификации систем качества и форми­рование условий, обеспечивающих интеграцию этой деятельности в Российской Федерации с международной деятельностью.

Эти обстоятельства предопределили разработку и введение с 1 ок­тября 1995 года национального стандарта ГОСТ Р 40.001-95, уста­навливающего принципы и общие правила организации работ по сер­тификации систем качества в Российской Федерации. Гармонизация положений данного государственного стандарта осуществлялась с уче­том международных стандартов ИСО серии 9000 и 10011, руководств ИСО/МЭК 40, 48, 53, 56, 61, 62, европейского стандарта ЕМ 45012 и других международных документов по сертификации систем качества.

Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности создают, производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупностью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, запросы, требования потребителей заказчиков). Это коррелируется с определением понятия «качество»,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: