Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином, чем содер­жательные теории плане

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином, чем содер­жательные теории плане. Согласно процессуальным теориям поведение лич­ности определяется не только наличием потребностей, но и другими факторами.

Одной из первых процессуальных теорий мотивации является ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ, связанная с именем Виктора Врума. По его мнению на пове­дение человека активное влияние оказывает не только наличие потребности, но и ожидаемая вероятность ее удовлетворения.

При анализе мотивации к труду теория ожиданий выделяет важность трех факторов:

1. ожидания в отношении затраты - результат (З - Р);

2. ожидания в отношении результатов - вознаграждение (Р - В);

3. ожидаемая ценность вознаграждения (В).

Если значение любого из этих трех факторов будет мало, то слабой будет мотивация и низки результаты труда.

Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теориЯ справед­ливости. Эта теория постулирует, что люди определяют отношение полу­ченного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с воз­наг­раждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает, что коллеги получают за такую же работу большее воз­награждение, то у него возникает недовольство, выражающееся, как правило, в сокращении трудовой активности.

Главный практический вывод теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность своего труда. Отметим, однако, что оценки справедливости вознаграждения носят относи­тель­ный и субъективный характер.

В некоторых организациях, для преодоления негативных последствий срав­нения вознаграждений, пытались суммы, получаемые различными работни­ками, держать в тайне. Однако, это не только трудно сделать технически, но и имеет сказывается отрицательно на заинтересованности работников в повы­ше­нии собственной квалификации. Наиболее целесообразной стратегией поведе­ния администрации считатается постоянные беседы с персоналом, в ходе которых разъясняется различия в уровне оплаты различием квали­фи­кации и качеством выполнения заданий.

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. Их модель получила название модели Портера-Лоулера. Согласно этой теории достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий, в свою очередь зависит от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности. Более того, модель Портера-Лоулера детализирует связь между полученными результатами и вознагражде­нием.

Ниже приведена структурная схема модели Портера-Лоулера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: