Потребности и первичные потребности потребителей

К чему должен стремиться маркетинг – удовлетворение первичных нужд потребителей или их нужд вообще?

Ответ: ни то, ни другое! По этому поводу ведутся дискуссии, которые зависят от определения понятий «первичная потребность», «потребность» и меры свободы, которую должен иметь потенциальный потребитель, когда принимает решение о приобретении товара.

Первичная потребность – это насущная потребность человека в пище, одежде, жилье. Она возникает, когда человек физиологический ощущает недостаток предметов первой потребности.

Потребность – это форма проявления первичных нужд, которая формируется под влиянием знаний человека, ее культурных и индивидуальных характеристик.

Например, вы ощущаете себя голодным. Это означает, что вы испытываете физиологическую потребность в пище. Вы можете съесть, например, яблоко или конфету, поскольку жизненный опыт подсказывает вам, что эти продукты помогут утолить голод. Маркетинг может формировать потребности человека путем информирования его о хороших товарах и их размещения в удобных местах.

Сейчас актуальным является вопрос о том, манипулирует ли маркетинг потребителем, побуждая его покупать «не те» товары - например, «вредные» сладости вместо «полезного» яблока для утоления голода. Маркетинг, безусловно, старается влиять на наш выбор товаров. Тогда возникает другой вопрос: всегда ли мы хотим, чтобы общество и государство вмешивались и становились на защиту потребителей? Большинство потребителей ответит, что хочет, чтобы государство защитило их от вредных лекарств и опасных автомобилей, но оставило за ними право выбирать конфеты и безалкогольные напитки; смотреть ту или другую телевизионную передачу, читать те книжки, которые интересны потребителям. Итак, эта проблема достаточно сложная. Вот почему юридические и социальные аспекты имеют для маркетинга очень важное значение.

На рис. 1.2, показано, что при выявлении потребностей потребителей необходимо основательно исследовать потенциальных потребителей

Первоочередная задача маркетинга – выявление потребностей потребителей.

Рисунок 1.2

Потенциальными потребителями могут быть совершенно различные люди – это могут быть дети, которые покупают сладости, или родители, которые покупают издательскую продукцию не только для себя, но и для своих детей; или фирмы, которые занимаются посреднической деятельностью.

Следовательно, основная деятельность отдела маркетинга любой фирмы заключается в следующем:

1) исследование потребителей для выявления их потребностей,

2) определение тенденций развития определенной сферы (области) деятельности,

3) изучение товаров конкурентов,

4) анализ потребностей покупателей, которые являются клиентами определенной фирмы.

Рынок – это совокупность людей, которые желают и могут приобретать определенный товар. Все рынки в конечном итоге представляют собой совокупность людей. Даже, если мы говорим о том, что определенная фирма, например, приобрела ЭВМ или сделала заказ на печатную рекламу, мы имеем в виду, что определенные люди приняли решение об этом приобретении или заказе. Люди, которые осознают свои неудовлетворенные потребности, могут иметь желание купить товар, но самого желания недостаточно. Они должны иметь возможность купить товар, т.е. иметь время и средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: