Поддержка принятия решений

Управление

Обучение

Планирование

Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности. Примеры:

- Планирование поведения робота – STRIPS.

- Планирование промышленных заказов – ISIS.

- Планирование эксперимента – MOLGEN.

Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подсказывают правильные решения. Они содержат знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагностировать слабые места в познаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

Примеры:

- Обучение языку программирования LISP в системе «учитель ЛИСПа».

- Обучение языку Паскаль – система PROUST.

Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем с заданными спецификациями.

Примеры:

- Помощь в управлении газовой котельной – GAS.

- Управление системой календарного планирования – Project Assistant.

Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии решений.

Примеры:

- Выбор стратегии выхода фирмы из кризисной ситуации – CRYSIS.

- Помощь в выборе страховой компании или инвестора – CHOICE.

В общем случае, все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа и системы, решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из компонент или подпроблем. Задачами анализа являются интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относится проектирование, планирование. Управление. Комбинированные задачи – обучение, мониторинг, прогнозирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: