Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
МИКРОЭКОНОМИКА
Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
Экономикс — общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.
Микроэкономика – раздел экономической теории, которая исследует экономическое поведение обособленных единичных субъектов рынка
Объект микроэкономики:
· экономическое поведение отдельных фирм и домохозяйств;
· принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов.
Макроэкономика – раздел экономической теории, которая исследует национальную экономику в целом
|
|
Объект макроэкономики –
· функционирование национальной экономики в целом;
· крупные экономические проблемы (экономический рост, инфляция, безработица и т.д.);
· возможности людей влиять на экономическое развитие (экономическая политика государства).
Экономические институты – формы и границы деятельности людей.
Типы экономических систем:
· Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения национального уровня являются регулятором решений, принимаемых отдельными продавцами и покупателями на рынке.
· Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с частной собственностью, а также сочетающая рыночную экономику с централизованно-плановым правлением.
· Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысокие; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.
Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.
Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:
QD = f (x1, x2, …, xn)
· где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);
· x1, …, xn – факторы, влияющие на величину спроса.
Факторы спроса:
· цена данного товара;
· цены взаимосвязанных товаров;
· доходы потребителей;
· ожидания потребителей;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· численность населения и др.