Производительность труда

Характеризует эффективность работы всего предприятия и трудовой деятельности работников в процессе производства или оказании работ, услуг.

Различают общественную производительность труда, которая определяется как общая величинв национального дохода к суммарным затратам живого и общего труда, и индивидуальную производительность, которая может быть рассчитана прямым и обратным способом.

1. ПТ=Q/T

ПТ=Q/K

Измеряются в единицах измерения производимой продукции:

ü В натуральныхединицах

ü В натурально-трудовых единицах (н-труда, н-час)

ü В стоимостных единицах

ПТ рассчитываются за смену, день, неделю, месяц, полгода

2. t=T/Q; н-день, н-час

Характеризует затраты времени на единицу продукции.

Различают:

ü технологическую t (для работников основного производства)

ü производственную t (для работников основного и вспомогательного производства)

ü общую t (с учетом всех работников)

Обычно на предприятиях расчитвывается не только абсолютная величина ПТ, а темпы ее изменения. Существует множетсво индексов изменения ПТ в зависимости от целей предприятия:

Iпт= IQ/IK

IQ=Qпл/Qбаз

Iпт=ПТпл/ПТбаз

Факторы, влияющие на изменение ПТ:

1. Технологические. Направлены на совершенствование технологического процесса, введение новых технологий, новых средств труда.,, предметов труда, улучшение качества продукции

2. Организационные. Связаны с совершенством управления производства, организации производства и труда.

3. Социально-экономические. Направлены на повышение квалификации работника, изменения его отношения к труду. Включает систему материального поощрения, улучшения условий труда, отдыха, быта; напрвлены на повышение ЗП и т.д.

В конечном итоге все факторы напрвлены на увеличение Q и снижение T

Планирование деятельности предприятия.

Для эффективной работы предприятия его деятельность должна быть спланирована. С этой целью на предприятиях разрабатываются специальные планы на длительный и более короткий сроки. До недавнего времени это были так называемые тех. пром. фин. планы, где вышестоящая организация (министерство или ведомство) спускало контрольные цифры, обязательные для выполнения (13 разделов).

Позже составлялись планы социально-экономического развития, которые состояли из нескольких разделов, основным разделом являлся раздел планирования производства и реализации продукции, так называемая производственная программа предприятия (ППП).

На сегодняшний день планы на предприятиях не носят обязательного характера, но руководство предприятия обычно составляет производственный план, финансовый план, а иногда бизнес-планы (разработка нововведений, новых технологий и т.п.). Планирование – довольно сложный процесс.

Основные методы и основные принципы.

Основные принципы:

  1. научность – на научной основе составляются.
  2. принцип ведущих звеньев – выбор приоритетного вопроса и его реализация.
  3. нацеленность планов на рациональное использование ресурсов.
  4. принципы взаимной увязки и кооперирования.

Основные методы.

  1. балансовый – для составления ряда балансов.

(материальный – для топлива и т.п., трудовой – баланс рабочей силы, бухгалтерский баланс, доходов и расходов и т.п.).

  1. нормативный – заключается в разработке целой системы норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья, материалов, нормативы трудоемкости, выработки, численности работников, длительности производственных циклов и т.д).
  2. метод планирования по технико-экономическим факторам – в основном используется для планирования издержек производства. Основан на учете фактических затрат и анализе влияния факторов на изменение их величины.
  3. программно-целевой – основан на использовании различных научно-технических нововведений и предусматривает данный метод сквозное планирование от внедрения идеи до реализации проектов в производстве.

ППП – представляет собой плановое задание по производству определенных объемов продукции заданного ассортимента, номенклатуры и качества.

Состоит из 3-х основных разделов:

  1. плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту.
  2. плановое задание по качеству выпускаемой продукции.
  3. план по специализации, кооперации, координации.

В производственной программе в обязательном порядке должны содержаться объемные показатели и показатели качества.

К объемным относятся:

Qв – объем валовой продукции

Qт – объем товарной продукции

Qр – объем продукции, за которую поступили деньги на расчетный счет.

Qн-ч – объем нормативно чистой продукции.

Между этими показателями существует определенная зависимость.

Qт = Qв – ΔQнп – незавершенное производство

Qр = Qт – ΔQгп(п) – ΔQгп(с)

с – на складе

п – в пути

гп - готовая продукция

,

где N – количество i-го товара, Ц – его цена, а h – норматив чистой продукции.

В ППП дается характеристика так называемым показателям качества, которые характеризуют выпускаемую продукцию со всех сторон.

Показатели качества объединяются в несколько групп:

  1. показатели назначения (характеризуют основные свойства продукции);
  2. показатели технологичности (характеризуют оптимальную величину затрат при разработке, производстве, реализации);
  3. показатели надежности
  4. показатели стандартизации и унификации
  5. показатели патентно-правовые (характеризуют степень обновления технических решений, возможность реализации).
  6. показатели эргономические (учитывают физиологические, антропометрические изменения свойства или характеристики рабочего).
  7. эстетические
  8. безопасности (безопасность персонала).
  9. транспортабельности
  10. экологические (степень воздействия продукции на окружающую среду).

Оценка качества продукции.

При оценке определяется уровень качества, который представляет собой величину, полученную в результате сопоставления единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями варианта, принятого для сравнения. Им может быть базовый вариант, лучший из мировых образцов или идеальный (гипотетический).

Оценка качества – совокупность 3-х операций:

  1. выбор и обоснование номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции.
  2. определение количественных значений показателей.
  3. сопоставление значений показателей с базовым вариантом.

Методы сравнения:

  1. дифференциальный метод

, где i – единица показателя качества, н – новый, б – базовый.

Оцениваются единичные показатели качества (характеризуют одно свойство продукции).

  1. комплексный

Основан на использовании комплексных показателей качества.

, где В – комплексный показатель. н – новый, б – базовый.

, где k – коэффициент весомости или значимости i показателя качества, q – относительный показатель качества (пересчитанный)

  1. смешанный

основан на совокупности 1-го и 2-го методов.

Данные методы оценки качества продукции используются в одной из методик оценки качества и конкурентоспособности продукции.

Оценка качества и конкурентоспособности продукции.

КСП.

Под КСП понимается совокупность характеристик продукции и сопутствующих ее продаже и потреблению услуг, отличающих анализируемую продукцию от аналогичной продукции по степени удовлетворения запросов потребителей и уровню затрат на ее производство, реализацию и эксплуатацию.

При оценке КСП используются различные методики. Основными критериями предполагаемой являются следующие:

  1. Оценка технического уровня продукции (оценка качества)
  2. Определение уровня качества по сравнению с аналогичными конкурентами.
  3. Определение уровня затрат потребителя на приобретение, транспортировку, налоги, ремонт, оплату запасных частей по сравнению с изделиями-конкурентами

Методика состоит из трех этапов.

  1. Оценка технического уровня продукции

Рассчитывается так называемый уровень КСП по техническим параметрам.

≥1

а(н) – анализируемая (новая)

j – конкурент

в основе – анализ комплексных показателей качества.

  1. Расчет уровня затрат или расчет КСП по экономическим показателям новой техники и изделия конкурента.

m – наиболее значимые показатели.

Цпотреб = K + Иср.г*Тсл

К – единовременные затраты, Иср.г*Тсл – эксплуатационные затраты; Иср.г – среднегодовые затраты, Тсл – срок службы.

K = Цпродажи + Затр (транспортировка, установка, наладка, освоение)

Цпродажи = Сп + Прибыль предприятия.

Сп – себестоимость.

  1. Определение интегрального показателя КСП.

≥1

Если >1, то рассматривается изделие конкурентоспособное с аналогичным изделием конкурента.

Для улучшения КСП проводится комплекс мероприятий, который направлен на улучшение качества продукции и снижение затрат на производство, реализацию, эксплуатацию.

Основными методами по улучшению КСП являются:

1. улучшить качество продукции

ü улучшение отдельных показателей качества

ü улучшение технологического процесса производства

ü использование современных материалов и т.д.

2. снижение затрат:

ü на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию

ü использование денежного сырья и материалов

ü повышение производительности труда

ü снижение затрат на электроэнергию, ремонт

Бизнес-план.

Применяется при разработке каких-либо нововведений. Представляет собой документ или плановое задание, в котором излагаются основные аспекты проекта. Составляется для улучшения работы и определения первоочередных задач самого предприятия. Необходим партнерам и инвесторам для обоснования получения инвестиций.

Четко утвержденной структуры бизнес-плана не существует, но по сложившейся практике бизнес-план содержит целый ряд разделов.

  1. Резюме – описание бизнес-плана
  2. Анализ положения дел в отрасли
  3. Изложение сути проекта
  4. Организационный план
  5. Производственный план предприятия
  6. Финансовый план
  7. План маркетинга
  8. Оценка риска проекта.

  1. Показатели ликвидности
  2. Показатели финансовой устойчивости
  3. Показатели рентабельности
  4. Показатели деловой активности

1 группа

Является самой важной для оценки. Означает, степень возможности преобразования активов предприятия в ДС. И в б.б. активы распределяются в порядке возрастания их ликвидности. Наиболее важными показателями являются:

  1. Коэффициент мгновенной ликвидности (абсолютной ликвидности).

Определяется как отношение наиболее ликвидных активов (а именно – ДС) к краткосрочным пассивам.

  1. Коэффициент быстрой ликвидности

Отношение быстро ликвидных активов (ДС + дебиторская задолжность + краткосрочные финансовые вложения) к краткосрочным пассивам.

  1. Коэффициент общей ликвидности

Отношение оборотных активов к краткосрочным оборотам.

Предприятие считается ликвидным, если его оборотные активы больше суммы краткосрочных оборотов.

2 группа

Определяют возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам и характеризуют степень защищенности капитала предприятия.

4 группа.

Характеризуют степень оборачиваемости собственного капитала, инвестированного капитала, основных фондов, оборотных средств, активов и т.д. Показывают долю объема реализации на перечисленные виды средств предприятия.

эти показатели должны ↑

Эффективность инвестиций.

Инвестиции – вложения капитала в экономический объект с целью получения доходов или иных выгод. Инвестирование вложениями сопряжено с большим риском их потери. Риск возрастает с удлинением срока окупаемости вложений, т.к. за этот период значительно может измениться конъюнктура, цены, заработная плата и т.д. В результате предпочтение отдается проектам, которые обеспечивают наиболее быструю окупаемость вложений.

В мире бизнеса деньги должны постоянно работать, т.е. приносить доход. Чем выше hr, тем дороже рубль сегодняшний по сравнению с рублем завтрашним. При определении эффективность инвестиций обязательно должна учитываться разная стоимость денег во времени. С этой целью все вложения и доходы нужно привести к единому году, обычно к году начала финансирования.

Приведение стоимостных величин к коэффициенту финансирования проекта называется дисконтированием. Оно осуществляется с помощью k дисконтирования, который представляет разную величину для каждого года инвестирования.

, где i – ставка инвестирования, t – год финансирования.

На сегодняшний день существует группа показателей, с помощью которой можно рассчитать эффективность инвестиций. Большинство основано на сравнении дисконтируемых потоков доходов и вложений. Упрощенные формулы оценки эффективности инвестиций: (З – затраты, Д – доходы).

  1. Срок окупаемости

  1. Рентабельность инвестиций

  1. Чистая приведенная величина дохода

Обычно на предприятии рассчитывается несколько показателей. По результатам их анализа определяется приоритет того или иного проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: