Славянофилы

Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козельский, Д.И.Десницкий, П.С.Батурин, Н.И.Новиков отстаивали идеи просвещенного государства, построенного на основах гуманизма.

В начале XIX века на смену французскому Просвещению пришел немецкий идеализм. Но логической оформленности и систематизации в качестве направления русской философии он не получил, встретив на местной почве жестскую критику. Особую роль в его отвержении сыграли славянофилы – А.С.Хомяков, Н.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и др. В противовес западникам, выступавших за европеизацию России, они выступали за идею самобытности русского народа. Россия для славянофилов была прежде всего носительницей Христианской истины, а великую Христианскую истину хранила православная Церковь. Славянофилы считали православие особым типом культуры, культуры более богатой, чем западная католическая. Поэтому Россия должна иметь свой путь развития, основанный на общинности и соборности. Наиболее видными представителями были А.С.Хомяков и Н.В.Киреевский.

В воззрениях Хомякова творцом и источником мира утверждалась разумная воля, или иначе – «волющий разум». Мыслящий разум потому наделялся атрибутом воли, что, по мнению Хомякова, разумность еще не содержит в себе необходимости. Мыслимость – это только возможность, для ее реализации нужна воля, которая воплощает мысли бога в действительность. Воля абсолютно свободна. Она исключает всякую необходимость и воплощает мысли бога в действительность. Следовательно, «волющий разум» творит мир предметный и человека. Предметы и явления сами для себя случайны, но разумны в отношении к «волющему разуму» и существуют по его законам. Признание разумности мира, выводимой из бога, говорит о религиозности философких идей Хомякова. Материализм он отвергал, считая его «грубым», «ненаучным» взглядом на мир. Материя не может быть субстратом, потому что вещество, из которого состоят предметы внешнего мира, конечно и измеримо. Субстрат же бесконечен и несоизмерим. С другой стороны, вещество ощутимо как конечное, а бесконечный субстрат не может быть объектом ощущения. В решении вопроса о соотношении материи и сознания он также выступал против материализма. Материалисты, считающие сознание свойством материи, по его мнению, предпринимают нелепую попытку перебросить мост через бездну, разделяющую материю и мышление. Вещество и мысль не имеют никаких общих свойств. Он защищал традиционную религиозную точку зрения, согласно которой между материей и мышлением, плотью и духом существует пропасть.

Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «целостность духа». Как считал Хомяков, постижение истины невозможно только с помощью разума. Она становится доступной лишь живому (цельному) знанию как органическому синтезу чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в познаваемую истину. Однако индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и интуицией, не может постигнуть Бога, как сущность мира. Для этого необходим коллективный разум, соединенный в церкви на основе нравственной любви, истина открывается только «соборному сознанию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: