Современная организационная парадигма

Сравнительная характеристика основных моделей организации

Таблица 2.3

Сравнительная характеристика основных моделей теории организации

Черты модели ТО Модели теории организации
Классическая (механистическая) Неоклассическая (органическая)
Организационные цели Получение экономических результатов Выживание системы, поддержание равновесия со средой, удовлетворение интересов индивидов
Структура и процессы Рационально построенные иерархические структуры Децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции организаций, исходя из потребностей ее членов
Характер орг. поведения Выполнение предписанных работ, полностью регулируемое рациональное поведение Действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей и трудно поддающиеся регулированию
Тип системы управления Механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры, подобно механизму для достижения целей Органический – самонастраивающаяся совокупность личностей и групп, функционирующих в условиях слабо регламентируемых отношений
Развитие Сознательное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к изменяющимся условиям Спонтанно назревающие изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, обострения внутренних проблем
Направления совершенствования Рационализация формальных структур, планомерная переподготовка или замена кадров Воздействие на групповые и индивидуальные нормы, организационный климат, стимулирование членов организации

В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии всех областей человеческой деятельности. В политической области сближаются страны с примерно одинаковым уровнем развития, их границы становятся все более условными. В экономической политике преобладает принцип корпоративизма. Международный менеджмент приобретает глобальный характер. В естествознании обоснована актуальность создания единой теории поля, призванной объединить теории электромагнитного, гравитационного, сильного и слабого взаимодействий. Корпоративная культура организации развивается в направлении гражданской культуры. Перечень подобных примеров можно продолжить.

Теоретическую базу современного менеджмента составляют прежде всего такие научные дисциплины, как теория организации, теория систем, теория управления (кибернетика), синергетика. Эти теории имеют собственную историю и собственную внутреннюю логику развития. Объединяет их, во-первых, то, что все они являются относительно молодыми науками, во-вторых, их общность сама по себе имеет основания быть объектом самостоятельного исследования.

Кибернетика, получившая широкое развитие в 1950-1960-е гг., обязана появлением американскому ученому Н. Винеру; ее определяют как науку об управлении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах. Кибернетика изучает общие закономерности и принципы управления для выявления тех условий и средств, при которых будет достигаться заданное состояние системы наиболее целесообразным путем.

Однако кибернетика не решает всех проблем, которые встают перед ней как наукой об управлении.

Л. Берталанфи рассматривал кибернетику как частный случай общей теории систем, как теорию управляющих механизмов в технике и природе, основанную на концепциях информации и обратной связи, представляющую собой лишь часть общей теории систем; кибернетические системы — всего лишь особый, хотя и важный, случай систем, обладающих саморегулированием. Предмет этой теории он определял как формирование и фиксацию общих принципов, которые действительны для систем вообще. В рамках своей теории Л. Берталанфи определял организацию следующим образом. Организация — это прежде всего отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование, т. е. организация есть целостная система.

Согласно определению С. Бира, система есть одно из названий порядка, противоположность хаосу. Системность в этом смысле рассматривается как организованность, а система — как организация.

В то же время в теории организации понятие организации в одном из смысловых вариантов интерпретируется как система.

Организация составляет объект исследования теории организации. Для классической теории организации характерно изучение различных типов организационных структур. Главными ее принципами являются жесткая функциональная иерархия, вертикальная и горизонтальная специализация. Современную теорию организации часто отождествляют с самоорганизацией.

В. Хиценко теорией самоорганизации, которая, по его мнению, включает в себя синергетику, называет новое направление в кибернетике и теории систем, выделяя при этом следующие ее основные аспекты:

1. Гносеологический аспект. Вместо редукционистского расчленения проблем — признание несистемности и неделимости мира, напоминающего более живое переплетение проблем, нежели кирпичную кладку модулей: экономических, социальных, экологических. Вместо вероятностных процессов функционирования — порождающий информацию режим детерминированного хаоса в автономной диссипативной системе.

2. Кибернетический аспект. Вместо управляемости и автоматизма — автономия. Вместо успокаивающих отрицательных обратных связей — положительные самовозбуждающие циклы типа автокатализа.

3. Социологический аспект. Вместо подчиненности в иерархических структурах — свобода и ответственность в децентрализованных сетях коллегиальных отношений. Вместо внешнего планирования — циркулярные механизмы самоорганизации.

В настоящее время существует и другое научное направление, тесно связанное с кибернетикой и теорией систем, — эволюционная кибернетика, которую рассматривают как развитие синергетики. Не претендуя на полноту изложения, обозначим в общем виде предмет каждой из упомянутых выше наук. Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т. е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается с входом, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельств создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.

В 1950-1960-е гг. беспрецедентная самореклама кибернетики, а также дискуссии о приоритетности кибернетики и теории систем на некоторое время отвлекли внимание научной общественности от намного опередивших свое время работ выдающегося русского ученого А. Богданова, обосновавшего еще в начале 1920-х гг. необходимость создания всеобщей организационной науки. Идеи А. Богданова приобретают сейчас все больше последователей не только и не столько потому, что необходимо отдать дань несправедливо забытым трудам ученого, сколько потому, что к настоящему времени в кибернетике, теории систем и других науках получены результаты, создающие объективны предпосылки для интеграционных процессов, подтверждая гениальное предвидение русского ученого.

Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки. Они отражают на идеальном уровне организационный опыт живой и неживой природы.

Существование трех основных смысловых вариантов понятия «организация» обусловлено именно взаимным влиянием различных по своей родословной, но по сути тесно связанных между собой наук.

Управление современным предприятием требует совершенно иной концепции организации, чем та, что преобладала в ранних школах управленческого рационализма.

Внимание менеджмента в части управления трудовым процессом переключается на передачу исполнительско-технологических функций и функций логического автоматизма от человека к машине. Тем не менее функциональный подход продолжает доминировать, поскольку принято считать, что реальной альтернативы ему нет. Однако радикальные изменения во внешней среде в последнее время все больше выявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями. Например, в ряде случаев стоимость результата оказывается меньше стоимости затрат, необходимых для его достижения, что связано с издержками выполнения согласующих, контрольных и разрешительных процедур в иерархической структуре.

Реальные процессы в деловой организации не следует подстраивать под имеющуюся структуру, созданную на основе функционального разделения. В свою очередь, деловая организация как объективированная структура не должна быть тормозом для деловых процессов. Ограниченность возможностей бюрократических структур частично преодолевается за счет сравнительно гибких (например, матричных) структур. Действительно, они обеспечивают большую по сравнению с иерархическими структурами адаптивность организации в случаях, когда возникает необходимость быстро реализовать несколько новых разнохарактерных проектов. Однако ограниченность функционального подхода при этом в полной мере не преодолевается, поскольку сохраняется формальный подход к структуре. Иная ситуация при рассмотрении организации как совокупности различных бизнес-процессов.

В конце 1980-х гг. стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью — как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.

Приведем несколько определений, отражающих многообразие интерпретаций понятия «бизнес-процесс». Бизнес-процесс — это:

• совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя;

• совокупность этапов работ, начинающихся с одного или более начальных шагов (входов), завершающаяся созданием продукции, необходимой клиенту;

• одна из форм отклика на изменение параметров внешней или внутренней среды;

• операция, включенная в систему операций, целью которой являются производство и поставка услуг/товаров операциям, входящим в систему, а также другим системам.

В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка), обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели организации, тогда как управление бизнес-процессами ориентируется на модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия к достижению целей, сколько как естественные условия функционирования организации. В основе деятельности такой организации лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение ее устойчивого развития. Выявление проблем тогда можно рассматривать как бизнес-процесс.

Структура бизнес-процессов постоянно меняется; она не является аналогом функциональной структуры. Перестройка информационных и материальных потоков, технологий и развитие персонала не считаются драматическими событиями для организации, а относятся к повседневным рутинным явлениям.

Функционирование каждого элемента бизнес-процесса обеспечивается группой специалистов, понимающих значение своей работы для организации в целом. При этом должность руководителя не является обязательным атрибутом управления группой. В определенном смысле слова организацию можно представить как «ассоциированного работника», а каждого ее члена — как персонифицированное выражение организации, ее общего управленческого начала. Также можно говорить о деменеджеризации деловой организации. Процесс деменеджеризации характеризуется отчетливо выраженным организационным градиентом: на уровне организации в целом и в основных бизнес-процессах он проявляется в меньшей степени, усиливаясь в субпроцессах более высокого порядка.

В зависимости от характера решаемых проблем одни группы специалистов могут существовать продолжительное время, другие — более короткое, чтобы затем их члены включались в новые потоки работ. Новое место в новом элементе бизнес-процесса специалисты занимают на основе понимания всеми участниками актуальности решаемой проблемы. На смену традиционным подразделениям организации приходят динамичные команды специалистов, не обязательно находящихся на одной территории, но в любом случае эффективно связанные друг с другом. В ряде случаев сотрудники могут работать, находясь дома или перемещаясь, но иметь мобильные средства связи.

Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и даже нового поколения менеджеров. Уместно вспомнить практически забытого ученого, идеи которого намного опередили время и только сегодня заново открываются, — польского исследователя Б. Трентовского. Своей главной целью он ставил построение научных основ деятельности руководителя («кибернета»). Он писал, что применение искусства управления без сколько-нибудь серьезного изучения соответствующей теории подобно врачеванию без сколько-нибудь серьезного понимания врачебной науки. Более того, Б. Трентовский считал, что кибернет не проектирует будущее, он позволяет будущему рождаться своим собственным независимым способом, он оказывает будущему помощь как опытный и квалифицированный политический акушер.

Концепция управления бизнес-процессами менее поддается формализации и регламентации по сравнению, например, с принципами рациональной бюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступают место потенциальной готовности менеджера решать принципиально новые задачи. Поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может принимать неповторимые черты. Смысл управления бизнес-процессами заключается в обеспечении эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов.

Таким образом, предпосылками реализации управления на основе бизнес-процессов являются:

• понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности;

• представление сотрудникам максимальной свободы действий;

• высокий уровень организационной и гражданской культуры;

• надежные и эффективные связи на границах элементов бизнес- процесса;

• обмен информацией в реальном масштабе времени;

• возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определен ной проблемы;

• способность работников решать широкий круг задач;

• освобождение от управленческих стереотипов;

• нестандартное творческое мышление работников;

• инициатива и импровизация вместо исполнительности;

• сильная и гарантированная мотивация.

Концепция управления бизнес-процессами формируется на основе таких явлений, как бригадные формы организации труда, японские кружки качества, система управления производством «just in time», матричные структуры управления, гибкие автоматизированные производственные системы, децентрализация управления и т.д.

Исследования интеграционных процессов в науках, составляющих теоретическую базу менеджмента, а также изучение реальных процессов в современной деловой организации дают основания для вывода: менеджеризм как одно из величайших достижений XX в. постепенно будет уступать место синергизму; управление по принципу «субъект‑объект управления» будет заменяться взаимодействием в организации» ее саморазвитием.

Экономические предпосылки синергизма заключаются в деперсонификации собственности, переходе к совместному владению собственностью, а также в интеграционных тенденциях в социально-экономической среде.

Современная организационная парадигма связана с интеграцией областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т. е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.

В конце 1980-х годов стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью – как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.

В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели организации, тогда как управление бизнес-процессами ориентируется на модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия к достижению целей, сколько как естественные условия функционирования организации. В основе деятельности такой организации лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение ее устойчивого развития. Выявление проблем тогда можно рассматривать как бизнес-процесс.

Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и даже нового поколения менеджеров.

Эра информации, коммуникаций и технологий обозначила основные приоритеты в развитии человечества. Её наступление ознаменовалось формированием новых направлений исследований в области теории организации. Наиболее важными и ценными среди них являются: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпораций, концепция альянсов, концепция «экологически осознанного руководства» предприятием.

Реинжиниринг – это перестройка организационно-управленческого механизма, всех сфер и элементов функционирования предприятия в интересах завоевания доверия потребителей, поддержания конкурентоспособности товаров и услуг на рынке, стимулирования сбыта, а также обучения и развития персонала организации.

Концепция внутренних (организационных) рынков корпораций предусматривает быструю и эффективную адаптацию современной организации к условиям внешней среды. Её основные подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые) становятся более самостоятельными, наделяются правом покупки-продажи товаров и услуг на внутрифирменном и «внешнем» рынках, но при этом «стягиваются» воедино информационными сетями, финансовой системой и организационной культурой. Установление прямых связей экономит время и деньги. Высокая степень автономности подразделения повышает статус и ответственность сотрудников, расширяет их кругозор, позволяет гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и принимать оптимальные управленческие решения.

Концепция альянсов (ассоциативных форм организации и управления) объясняет причины разнообразия форм горизонтального объединения организаций. Всевозможные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп (включая совместные проекты бывших конкурентов) – ответ на вызов времени. То, чего организация не может добиться в одиночку, достигается с объединением ресурсов, разработкой стратегий и тактических схем взаимодействия с партнёрами.

Концепция «экологически осознанного руководства» предприятием в качестве первоочередных мероприятий выдвигает:

· проверку, защиту и экономное потребление ресурсов;

· минимизацию ущерба, наносимого окружающей среде и людям;

· сокращение отходов производства;

· ограничение риска возникновения аварийных ситуаций и своевременное устранение их последствий;

· создание «экологических» производств, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, выпуск товаров, соответствующих требованиям международных стандартов.

Новейшие организационно-управленческие формы предприятий

Актуальные теоретические разработки находят широкое применение в новейших типах организаций. Перечислим наиболее известные из них и рассмотрим особенности их функционирования.

Организация с «внутренними рынками» строится на нескольких фундаментальных основаниях:

1) преобразование жесткой иерархической структуры в автономные предпринимательские подразделения (рис. 2.5);

2) ответственность всех подразделений за результаты профессиональной деятельности;

3) целенаправленное стимулирование синергии; поощрение инициативы и творчества сотрудников;

4) создание и развитие экономической инфраструктуры; вспомогательные подразделения являются коммерческими центрами, продающими свои услуги другим подразделениям фирмы и внешним заказчикам.


Функции: Рынки:


Рис. 2.5. Структура организации с «внутренними рынками»

Сетевые организации – это совокупность фирм или специализированных единиц, функционирование которых обусловлено преимущественно рыночными механизмами. Основными формами таких организаций являются: а) временные объединения специалистов для осуществления крупных проектов (промышленных, строительных, театральных, музыкальных, книгоиздательских и др.); б) устойчивые региональные («локальные») объединения; в) крупные производственные фирмы, рассредоточенные в географическом плане, но объединённые в единую систему; г) стратегические альянсы крупных фирм, осуществляющие глобальные проекты.

Характерными признаками сетевых организаций, численность которых неуклонно возрастает, являются кооперация и «перекрёстное» распределение акций среди участников проекта – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний (см. рисунок 2).

 
 


Рис. 2.6. Схема функционирования сетевой организации

Виртуальные организации создаются для выпуска продукции особого рода. Задолго до реального (физического) производства товара или предоставления услуги они существуют, хотя и виртуально, в виде авторских замыслов, компьютерных текстов и рисунков, интерьеров помещений, товарных каталогов и специализированных Интернет-сайтов и т.д. В последние годы мы являемся свидетелями бурного развития технологий, позволяющих в считанные минуты или часы создать виртуальный товар, презентовать и продать его по компьютерным сетям. В ряде случаев такая деятельность носит противоправный характер (например, небезызвестных хакеров). Она наносит ущерб государству, организациям и гражданам, но одновременно вскрывает изъяны в компьютерных сетях и способствует поиску более надёжных методов защиты информации.

Многомерные организации адаптируются к внешним условиям без радикальной структурной перестройки, за счёт оптимального разделения труда и координации действий всех структурных элементов. При этом выделяются три типа организационных единиц (см. рисунок 50):

1) функциональная подструктура, продукция или услуги которой потребляются внутри самой организации (вход системы – отделы материально-технического обеспечения, финансовый, юридический, кадров, НИОКР, производственные отделения);

2) продуктовая подструктура, продукция или услуги которой потребляются вне организации (выход системы – заводы и филиалы, входящие в крупные корпорации);

3) рыночная подструктура, занимающаяся непосредственной продажей товаров и услуг клиентам организации (например, отделения, обслуживающие крупных потребителей в регионах).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: