Освещенность Е – это поверхностная плотность падающего светового потока. Освещенность элемента поверхности в заданной точке определяется отношением светового потока dФ, падающего на рассматриваемый элемент поверхности, к площади dS2 (индексом 2 принято обозначать освещаемую поверхность) этого элемента поверхности:
Е = dФ/dS2.
Единицей освещенности служит люкс (лк). Люкс равен освещенности поверхности площадью в 1м2, по которой равномерно распределен световой поток в 1 лм:
1 лк = 1 лм/м2.
Взаимосвязь между освещенностью Е, силой света Iα в заданном направлении α, расстоянием l от источника света до освещаемой поверхности и углом падения β (рис. 10) определяется выражением:
E = (Iα cos β)/ℓ2.
То есть освещенность элемента поверхности, создаваемая точечным источником, пропорциональна силе света и косинусу угла падения света на освещаемую поверхность, и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света до этой поверхности.
Так, если увеличить расстояние до светильника в два раза, то освещенность в той же точке уменьшится в 4 раза.
|
|
Если начать поворачивать поверхность по отношению к падающему световому лучу, то освещённость в одной и той же точке начнёт меняться: она достигнет максимума, если луч перпендикулярен плоскости, и упадёт до нуля, если луч начнёт скользить вдоль плоскости.
Существует формула перерасчёта освещённости для произвольным образом ориентированных плоскостей (рис. 12):
ЕА1/ЕА2 = h1/h2,
где ЕА1, ЕА12 – освещенность точки А соответственно на 1-й и 2-й плоскости;
h1, h2 – длина перпендикуляра, опущенного соответственно на 1-ю и 2-ю плоскости.
Освещённость на вертикальной плоскости ЕА ВЕР можно найти по освещённости ЕА ГОР в той же точке А горизонтальной плоскости:
ЕА ВЕР = ЕА ГОР · tg β.