Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса

Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики.

Метод сравнительной статики имеет широкое применение, прежде всего при анализе рынка, анализе спроса, предложения, анализе точек равновесия.

Когда мы рассматриваем ситуацию с мгновенным, краткосрочным и долгосрочным периодом это и есть применение метода сравнительной статистики.

Метод сравнительной статики позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точке равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения, а во-вторых прогнозировать и оценивать развитие того или иного рынка.

К этому же методу относятся подходы ex ante и ex post, разработанные шведским экономистом Мюрдалем в начале 30-х годов ХХ века.

Ex ante – ожидания, планы, намерения эконом агентов на стадии принятия решений, прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе теоретической концепции.

Ex post – бухгалтерский метод отражает фактические результаты которые уже достигнуты.

В микроэкономике используются формально-логическиеметоды, общие для всех наук, в их числе метод абстракции, сочетание анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод сравнения и аналогии и т. д. Так, путём абстрагирования выводятся экономические категории - научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (цена, конкуренция, спрос, монополия и др.)

Помимо формально-логических методов, экономисты, как и представители других общественных наук, широко используют диалектический подход. Если формальная логика имеет дело с изолированными, "равнодушными" друг к другу частями целого (принцип "или-или"), то диалектика предполагает изучение взаимосвязи отдельных частей, "снятие" их противоположности (принцип "и-и").

Важнейшими диалектическими приёмами являются:

1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии);

2) единство исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).

Наконец, экономисты используют также такие методы, как экономико-математическое моделирование и экономическое экспериментирование.

Экономической моделью называют формализованное(представленное обычно в виде системы уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики.

Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых (предсказанных) результатов.

Экономические эксперименты на микроуровне (как правило, на уровне отдельной фирмы, организации) помогают отработать и проверить эффективность отдельных экономических мероприятий ("банки справедливого обмена" П. Ж. Прудона, поиск новых систем организации труда Ф.Тейлором и Э.Мейо в США, попытки внедрения хозрасчета в СССР, "кружки качества" в Японии и т.д.). Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику.

Экономическое экспериментирование на уровне отдельной или нескольких национальных экономик практически сливается с экономической политикой государства, которая заключается в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения.

В микроэкономике широко применяются три метода анализа:

- Предельный – исследование экономических величин в их динамике. Термин предельный здесь следует понимать как дополнительный (например, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки).

- Функциональный – установление и исследование зависимостей одних экономических величин от других. Функциональная зависимость задается математически.

- Графический – моделирование экономических состояний и действий при помощи графиков функций, схем и других форм графического представления.

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса.

3.2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения. Закон предложения

3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя.

3.4. Различные положения кривых спроса и предложения

Спрос это желания потребителей, подкрепленные финансовыми возможностями, приобрести определенное количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Объемом спроса на какой-либо товар (QD) называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса (РD) называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:

1) табличным;

2) аналитическим;

3) графическим.

В таблице 3.1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.

Таблица 3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: