Основные направления исследования в дисциплине Информатика
Роль информации в современном обществе
Если ранее (до ХХ века) основными предметами труда были материальные объекты, то теперь основным предметом труда становится информация. В настоящее время все большее число людей оказывается занятыми в информационной сфере общественного производства – в сфере продуцирования, переработки и использования информации.
В современном обществе информация становится таким же стратегическим ресурсом общества как продукты питания, промышленные товары и энергетические ресурсы. В связи с этим появилось новое понятие – информационные ресурсы.
Информационные ресурсы – это информация, используемая на производстве, в технике, в управление обществом, в социальной сфере, но информация специально-организованная и обрабатываемая с помощью средств компьютерной техники.
В качестве информационных ресурсов следует также рассматривать:
· научные теории;
· открытия;
|
|
· патенты на изобретения;
· экономико-математические модели;
· проекты машин и технологических процессов;
· сведения о недрах земли и океанов.
Информационные ресурсы в объеме всей страны представляют собой национальные информационные ресурсы.
Они составляют национальное богатство страны и все более определяют ее научно-технический прогресс, научный потенциал, экономическую и стратегическую мощь.
Решением проблем, связанных с эффективным использованием информационных ресурсов, занимается дисциплина Информатика.
Информатика – это научная дисциплина, изучающая процессы получения, представления, хранения, обработки и передачи информации с использованием средств компьютерной техники и вопросы взаимодействия этих средств со средой их применения.
Кроме этого чисто научного направления в информатике следует выделить еще два важных направления:
· промышленное (массовое производство компьютеров и других технических средств автоматизации);
· социальное (изучение и решение социальных вопросов информатизации и компьютеризации общества).
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост объемов информации, циркулирующих в различных сферах человеческой деятельности. Об этом можно судить по следующим данным.
Общая сумма человеческих знаний удваивалась:
· в XVIII веке – каждые 50 лет;
· к 1950 году – каждые 10 лет;
· к 1970 году – каждые 5 лет;
· с 1985 года – каждые 2-3 года;
· с 1990 года – ежегодно.
Рост потоков информации в настоящее время так велик, что его часто называют «информационным взрывом».
Только из-за наличия большого числа мощных телепередатчиков земля излучает на метровых волнах примерно в миллион раз большую мощность, чем, если бы она излучала естественным путем.
|
|
Название «информационный взрыв» не совсем верно, так как взрыв быстро прекращает свой рост. Рост же потоков информации в перспективе не имеет конца, а только все будет увеличиваться.
Справиться с таким нарастающим потоком информации позволяет лишь внедрение во все сферы человеческой деятельности компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Только компьютеры с их высоким быстродействием и специальными средствами по сбору, хранению и обработке информации позволяют сгладить информационный кризис, который проявляется в противоречии между возможностями человека по восприятию и переработке информации и все увеличивающимися потоками и объемами информации.
Создание компьютеров в середине XX века без преувеличения можно отнести к числу самых выдающихся достижений в истории человечества. Они значительно расширили интеллектуальные возможности человека и за сравнительно короткий срок превратились в один из определяющих факторов научно-технического прогресса. Без них невозможно развитие социальных исследований, решения глобальных экологических проблем, космических исследований, точного прогноза погоды и т. д.