Текущего платежного баланса заграничных активов

РАЗДЕЛ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

СОДЕРЖАНИЕ

Гомель 2011

Лизакова Р.А.

Курс лекций

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И

для студентов специальности

1-27 01 01 «Экономика и организация производства (по направлениям)»

специализация 1-27 01 01-01 «Экономика и организация производства (машиностроение)»


Тема 1. международная экономика и ее субъекты

Понятие международной экономики и ее современные тенденции

1.1. Международная экономика и ее субъекты хозяйствоания.

1.1.1. Понятие, формы, объект, субъекты международной экономики

1.1.2. Общая характеристика и особенности формирования современной международной экономики

1.1.3. Виды международных корпораций: транснациональные (ТНК); многонациональные (МНК)

1.1.4. Правовое регулирование деятельности международных корпораций.

1.2. Международные экономические организации и интеграционные объединения

1.2.1. Общая характеристика, цели и задачи международных экономических организаций

1.2.2. Республика Беларусь и ВТО. Международная торговая палата

1.2.3.Международное движение факторов производства

1.2.4. Интеграционные процессы в международной экономике. Цели и задачи международной экономической интеграции

1.2.5. Интеграционные процессы в рамках СНГ и дальнего зарубежья

1.3. Международные интеграционные объединения

1.3.1.Интеграционные процессы в международной экономике

1.3.2.Интеграционные процессы в Республике Беларусь

Тема 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1. Платежный баланс, внешний долг и золотовалютные запасы

2.1.1. Понятие, характеристика и структура платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс

2.1.2. Экономическое значение актива и пассива торгового баланса

2.1.3. Структура торгового баланса (баланса текущих операций)

2.1.4.Баланс движения капиталов и кредитов, как отражение форм международных инвестиций

2.1.5.Влияние платежного баланса на экономику страны и методы его регулирования

2.1.6. Регулирование платежного баланса

2.2. Международная валютная система и валютный рынок

2.2.1. Международная валютная система, ее сущность, функции

2.2.2. Основные элементы международной валютной системы. Структура и этапы развития международной валютной системы

2.2.3. Понятие и виды и классификация валют

2.2.4. Валютный рынок: понятие, виды, основные функции и участники.

2.2.5. Системы валютных курсов. Факторы формирования валютного курса

2.2.6. Валютные режимы. Факторы, влияющие на валютный режим

2.3. Международный кредит

2.3.1 Виды, формы и функции международного кредита.

2.3.2. Международные кредитные рынки. Структура мирового рынка ссудных капиталов. Формы регулирования международного кредита.

2.3.3.Проблема использования различных форм международного кредита белорусскими субъектами хозяйствования.

2.4. Международный рынок капитала

2.4.1. Понятие международного рынка финансового капитала (еврорынка). Структура еврорынка.

2.4.2. Международный денежный рынок, рынок еврокредитов, рынок ценных бумаг, их характеристика.

Тема 3. Международная торговля

3.1.Теории и модели международной торговли

3.1.1. Основные понятия и значения теорий международной торговли

3.1.2. Соотношения факторов производства Хекшера–Олина, парадокс Леонтьева,

3.1.3. Теорема роста цен на факторы производства Столпера–Самуэльсона, теория жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера, теория конкурентных преимуществ М. Портера.

3.2. Классические формы международной торговли

3.2.1. Конвенция ООН о договорах международной

купли-продажи товаров

3.2.2. Понятие «международная торговая сделка»

3.2.3. Основные коммерческие операции.Реэкспортные и реимпортные операции.

3.3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров

3.3.1. Сущность и цели гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Система классификации и номенклатура гармонизированной системы (НГС).

3.3.2. Система классификации и кодирования в ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД Республики Беларусь, ТН ВЭД ТС

3.4. Международные соглашения и торговая политика

3.4.1. Формы регулирования международной торговли. Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

3.4.2. Внешнеторговая политика государства

3.4.3. Основные инструменты внешнеторговой политики государства.

3.4.4. Торговые договоры и правовые режимы в системе методов внешнеторговой политики.

3.4.5. Роль ВТО в регулировании международной торговли.

3.5. Внешняя торговля Республики Беларусь

3.5.1.Внешнеэкономические связи республики и особенности их развития. Экспорт и импорт республики.

3.5.2.Географическая и товарная структура внешней торговли.

3.5.3Экономическая интеграция Содружества Независимых Государств (СНГ).

3.5.4.Тенденции развития внешней торговли в Республике Беларусь.

РАЗДЕЛ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ТЕМА 4. Методологические основы внешнеэкономической деятельности

4.1. Сущность и специфика внешнеэкономической деятельности

4.1.1. Понятие, виды, формы и функции внешнеэкономической деятельности.

4.1.2. Нормы международного публичного права и нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

4.1.3. Современное состояние и приоритеты Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности

4.2. Субъекты внешнеэкономической деятельностью. Управление внешнеэкономической деятельностью

4.2.1. Классификация и характеристика субъектов внешнеэкономической деятельности

4.2.2. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.

4.2.3. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства и административно-территориальных единиц

4.2.4. Цели и направленность деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь

4.2.5. Основные задачи торговых представительств и советников по торгово-экономическим вопросам

4.3. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности

4.3.1. Функции управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии

4.3.2. Формы организации внешнеэкономической службы предприятия. Создание службы ВЭД на предприятии

4.3.3. Правой статус иностранных юридических лиц

ТЕМА 5. Внешнеторговые сделки

5.1. Понятие и виды международных сделок. Нормы Венской конвенции об условиях внешнеторговых сделок.

5.1.1. Выбор контрагентов на зарубежном рынке

5.1.2. Особенности использования норм Кон­венции ООН о договорах международной купли-продажи това­ров

5.1.3. Основные требования законодательства Республики Беларусь по оформлению внешнеторговых сделок

5.2. Структура и содержание внешнеторгового контракта

5.2.1. Форма международного договора купли-продажи

5.2.2. Виды контрактов международной купли-продажи товаров

5.2.3. Структура международного договора купли-продажи

5.3. Базисные условия поставки товаров

5.3.1. Сущность и значение Международных правил по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС - 2000» (International Commercional Terms)

5.3.2. .Содержание обязанностей, расходов и степени риска продавца и покупателя по договору купли-продажи четырех групп - E, F, С, D

5.3.3. Принципы выбора базисных условий поставки товара.

ТЕМА 6. Государственное регулирование внешне-экономической деятельности

6.1. Методы нетарифного регулирования ВЭД

6.1.1. Таможенные формальности как метод нетарифного регулирования

6.1.2. Алгоритм таможенных процедур при импорте и экспорте

6.1.3. Участие государства в субсидировании производства экспортных товаров и во внешнеторговых операциях

6.1.4. Валютное регулирование и контроль

6.2. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

6.2.1 Количественные ограничения экспорта и импорта

6.2.2. Понятие «квотирования» и «лицензирования»

6.2.3. Виды лицензий и порядок их получения

6.2.4. Добровольное ограничение экспорта и соглашения об упорядочении рынка. Эмбарго

6.2.5. Экспортный и импортный контроль

6.2.6. Таможенный тариф Республики Беларусь. Таможенная пошлина

6.2.7. Методы определения таможеннной стоимости ввозимых товаров

6.2.8. Определение страны происхождения

6.2.9. Таможенные платежи

ТЕМА 7. Международные встречные и торгово-

посреднические операции

7.1. Посреднические операции в международной торговле

7.1.1. Понятие внешнеторгового посредничества. Необходимость и целесообразность использования услуг посредников

7.1.2. Виды посредников. Основные критерии выбора посредников

7.1.3. Виды международных торгово-посреднических операций

7.2. Международная встречная торговля

7.2.1. Понятие и значение встречной торговли. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе

7.2.2. Компенсационные сделки на коммерческой основе

7.2.3. Встречные и авансовые закупки

7.2.4. Сущность промышленных компенсационных сделок

7.3. Коммерческие операции во внешнеторговой деятельности

7.3.1. Биржевые операции и их виды

7.3.2. Хеджевые операции и их техника

7.3.3. Сущность и содержание понятия «франчайзинг». Понятие «делового комплекса»

7.3.4. Инжиниринг: понятие, виды

ТЕМА 8. Финансово-кредитное обеспечение

внешнеэкономической деятельности и иностранное

инвестирование

8.1. Платежно-расчетные отношения во внешнеэкономической деятельности

8.1.1. Особенности выбора валюты платежа по международному контракту.

8.1.2. Формы расчетов и средства платежа в рамках внешнеторговых договоров.

8.1.3. Факторы, влияющие на выбор форм международных расчетов.

8.1.4. Сущность и виды аккредитивов:

8.1.5. Понятие инкассо, сущность, преимущества и недостатки. Порядок осуществления расчетов путем инкассо.

8.1.6. Сущность, преимущества и недостатки банковского перевода. Порядок осуществления при расчетах путем банковского перевода.

8.1.7. Понятие открытый счет, сущность, преимущества и недостатки Порядок расчетов по открытому счету..

8.1.8. Расчеты в форме аванса.

8.1.9. Расчеты с использованием векселей и чеков

8.2. Ценообразование в международной торговле

8.2.1. Понятие «мировая цена» и виды контрактных цен.

8.2.2. Факторы, влияющие на формирование цен мирового рынка.

8.2.3. Информационное обеспечение ценообразования. Индексация цен и калькулирование стоимости товара.

8.2.4. Расчет внешнеторговой цены, выбор метода ценообразования.

8.2.5. Коммерческие поправки к ценам. Система скидок с цены.

8.3.Кредитование внешнеторговых операций

8.3.1. Виды и формы кредитования экспортно-импортных сделок.

8,3.2. Факторинг и форфейтинг. Определение стоимости кредита.

8.3.3. Цель и значение банковских гарантий.

8.3.4. Тендерные гарантии.

8.4. Формы иностранных инвестиций

8.4.1. Понятие и виды инвестиций.

8.4.2. Инвестиционный климат и его составляющие.

8.4.3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных субъектов в Беларуси.

8.4.4. Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

8.4.5. Гарантии правительства Республики Беларусь под привлекаемые иностранные кредиты.

8.5. Свободные экономические зоны

8.5.1. Роль свободных экономических зон (СЭЗ) в международной экономике: их функция и классификация.

8.5.2. Принципы организации и этапы создания СЭЗ

8.5.3..Оффшорные зоны.

8.5.4. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь.

Вернуться на главную страницу


Тема 1. международная экономика и ее субъекты

Понятие международной экономики и ее современные тенденции

1.1. Международная экономика и ее субъекты хозяйствования.

1.1.1. Понятие, формы, объект, субъекты международной экономики

Современное мировое хозяйство возникло в конце Х1Х начале ХХ века. Мировое хозяйство до середины ХХ в. основывалось на внеэкономическом принуждении. В середине ХХ в. произошел – раскол на две части (2/3 и 1/3 капиталистическое и социалистическое хозяйство). Внутри этих хозяйств развивались активные отношение, между ними – не очень. С конца ХХ века формируется новое целостное образование

Мировая хозяйственная среда живет и развивается по своим внутренним закономерностям, правилам, которые нужно знать. Тогда можно многое предвидеть и предотвращать неизбежные потрясения на мировом рынке, выработать правила поведения на данном рынке. Каждому государству важно обустроиться в этом мире и занять позиции, которые де­лали бы жизнь страны хотя бы экономически безопасной.

Теория международной экономики должна подсказать не только, как удержаться на плаву мирохозяйственных процессов. Она дает ориентации продвижения к более выгодным позициям на мировом рынке, которые, кроме недостающих ресурсов, способны обеспечить и дополнительные доходы.

Международная экономика в широ­ком смысле — это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира.

Международная экономика (мировое хозяйство) – переплетение хозяйственных связей различных государств, на основе чего формируются взаимосвязанность и взаимозависимость экономик друг от друга. В рамках единого мирового хозяйства происходит: передвижение товаров; перемещение национальных границ факторов производства; циркуляция капиталов; размещение национального производства на иностранных рынках.

Предметом теории международной экономики являются:

• закономерности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяй­ственной жизни;

• закономерности формирования со­вокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производ­ства, находящиеся в международном обороте;

• инструменты анализа и програм­мирование открытой национальной экономики, в особенности ее реально­го, бюджетного, денежного и внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономикой других стран;

• тенденции развития международ­ных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функцио­нирование международной экономики;

• институциональная структура регу­лирования международной экономики, принципы ее формирования, тенденции развития и пути совершенствования.

Субъектами международной экономики выступают.

1. Национальные предпринимательские фирмы, использующие международные стратегии

2. Государства, которые проводят внешнеэкономическую политику, отстаивая интересы отечественного бизнеса на международной арене

3. Международные организации, которые регулируют единый порядок международной экономической деятельности

4. Частные лица, чьи экономические интересы реализуются на хозяйственном поле мирового рынка

В мире около 200 стран. В международной экономике определение страны отличается от определения в международном праве. В международной экономике страна это не только территориальная единица, являющаяся государством, но и несколько территориальных единиц, которые не являются государствами, однако проводят одинаковую политику и ведут отдельный статистический учет своего экономического развития, например, островные зависимые территории Великобритании.

Стандартная классификация. ООН – 185 государств, а МВФ – 182.

В аналитических целях страны делятся на:

· развитые страны с рыночной экономикой;

· страны с переходной экономикой;

· развивающиеся страны.

Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН).

Группа развитых стран с рыночной экономикой включает 23 страны. Для целей анализа она далее разделяется на частично совпадающие классификационные подгруппы крупнейших промышленно развитых стран (характеризуются высокой степенью экономического развития, социальной и политической стабильностью), куда входят семь стран с наибольшими объемами валового внутреннего продукта (ВВП).

Европейский союз (ЕС) включает следующие страны: Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Великобританию, Францию, Швецию, Финляндию и Австрию. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) включает: Австрию,:Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию, Швецию; страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) включает: США, Канаду, Мексику.

Группа стран с переходной экономикой подразделяется на:

· страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия;

· новые государства, возникшие после распада СССР, к которым относят: Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, Таджикистан, Армению, Молдавию, Азербайджан, Грузию, Латвию, Литву и Эстонию, а также страны, возникшие после развала Югославии.

Данная группа стран с середины 1980-х гг. оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов плюралистической демократией и переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночные условия хозяйствования.

Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. В настоящее время они находятся по крайней мере на трех различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС).

«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате процессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной груп­пой развивающихся стран.

Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

· размер ВВП на душу населения;

· среднегодовые темпы его прироста;

· удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);

· объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

· объем прямых инвестиций за рубежом.

Обычно НИС подразделяют на четыре поколения:

· Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика;

· Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;

· Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;

· Филиппины, Китай.

Промежуточную группу образовали страны, существенно отставшие от НИС как по общим объемам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положением в обществе.

К группе «наименее развитых стран» относятся около пятидесяти развивающихся стран. Они имеют узкую, даже монокультурную, структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономический сфере. В эту группу входят восемь стран Азии, двадцать восемь - Африки, пять - Латинской Америки и Океании.

По степени открытости Мировой банк выделяет 5 групп:

· относительной закрытая экономика (доля экспорта менее 10%);

· страны с относительно открытой экономикой (более 35% доля экспорта в ВНП);

· с весьма открытой экономикой (24-34).

Существуют так же и другие классификации государств.

В общем можно сказать, что во многих учебниках отмечено о том, что курс международной экономики является составной частью экономической теории. Он представляет вторую ступень анализа закономерностей развития рыночного хозяйства, для кото­рой свойствен более широкий взгляд на основы рыночного хозяйства и закономерности экономического роста.

Вернуться к содержанию

1.1.2. Общая характеристика и особенности формирования современной международной экономики

Сегодня теория международной экономики оказалась перед со­вершенно новыми проблемами, которые требуют нетрадиционного осмысления хозяйственных процессов, происходящих в мире. Мировой рынок вышел на новую ступень своего развития. Началась эпоха глобализации. Необходимо научиться жить в мировом хо­зяйстве по новым его правилам. Их следует выявить и на их основе выработать эффективную национальную стратегию.

Ранее страны ставили перед собой задачу адаптироваться к воз­действию мирового рынка, который рассматривался как внешняя среда национальной экономики. Теперь, в эпоху глобализации, ситу­ация изменилась. Мировой рынок уже не всегда и не во всем являет­ся экономическим окружением национальной экономики. Он втор­гается в ее жизненное пространство, проводит через страну свои информационные, финансовые и торговые сети.

Мировое хозяйство охватывает сегодня не только сферу товарно­го обращения, переросшего национальные границы, но и сферу про­изводства, так как многие крупные фирмы стали размещать за рубе­жом свои производства товаров и услуг.

Таким образом, мировое хозяйство — совокупность националь­ных экономик стран мира, взаимосвязанных и взаимодействующих посредством движения мобильных факторов производства.

Экономики всех стран взаимосвя­заны и работают друг на друга. Про­цветанию одной страны не может противодействовать деградация другой. Такое понимание мирохо­зяйственных связей сложилось не так давно. Весьма долго считалось возможным развиваться за счет политического порабощения другой страны, высасывая из нее экономические ресурсы.

Современные тенденции международной экономики заключаются в следующем:

· международная экономическая интеграция;

· глобальные проблемы мировой экономики;

· тенденции усиления инновационности мегаэкономики;

· усиление конкуренции на мегарынке;

· формирование «новой экономики» как основы современного развития мировой экономической системы

«Новая экономика» - понятие условное и еще не устоявшееся. К чертам формирования «новой» экономики относят следующие:

· богатство – это результат интеллектуального капитала. Новая производительная сила – это сила интеллекта;

· основой новых технологий являются информационные технологии. Развивается сектор наукоемкого производства. Лидирующие отрасли – биотехнология, микроэлектроника;

· изменение характера и структуры труда (от исполнительно-репродуктивного до интеллектуального инновационного;

· растет виртуальность финансовой сферы;

· происходит удешевление физического и удорожание интеллектуального труда и др.

Следует отметить, что в современной международной экономике особую роль играют промышленно развитые страны, поскольку они в первую очередь и формируют «новую экономику»

Промышленно развитые страны представляют собой особую социаль­но-экономическую систему международной экономики. В ней проживает всего лишь 15,6% населения ми­ра, которое является основным производителем и потребителем това­ров и услуг нашей планеты.

Они производят свыше 2/3 ВВП мира, используя основную часть ресурсов мира. На их долю приходится 95% общемировых расходов НИОКР.

На сегодняшний день развитые промышленные страны перешли на новую стадию экономического роста, осуществляя поворот к но­вой цивилизации. Она получила название постиндустриального, или информационного, общества.

Вернуться к содержанию

1.1.3. Виды международных корпораций: транснациональные (ТНК), многонациональные (МНК)

Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются «двигателями мировой экономики». В 1970 г. было зарегистрировано 7 тыс. подобных фирм, В 1997 г. в мире насчитывается 53 тыс. ТНК, число зарубежных филиалов составляет 450 тыс., объем продаж — $ 9,5 трлн. 40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) базируется на территориях других государств. Основная часть транснациональных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. На них работают 73 млн сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

В экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный американский маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний. Отечественными экономистами, как правило, предлагается следующая классификация: транснациональные корпорации и многонациональные корпорации.

Транснациональные корпорации (ТНК) — это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных транснациональных корпораций возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их определение.

Правовой режим транснациональных, корпораций предполагает «деловую активность», осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др.

В целом они составляют единый крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерный капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компания могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием.

Многонациональные корпорации (МНК) — это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Роял-Датч шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компания делится в пропорции 60:40, Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ (Аsеа Вгоwn Воуегу), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. АВВ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ, К числу ведущих многонациональных корпораций Европы относится англо-голландский химико-технологический концерн «Юнилевер».

С точки зрения международного права, отличительными признаками многонациональных корпораций являются:

· наличие многонационального акционерного капитала;

· существование многонационального руководящего центра;

· комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

Границы между этими двумя группами международных компаний (ТНК и МНК) весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

К транснациональным и многонациональным корпорациям следует добавить и глобальные корпорации (ГК), выделившиеся из среды международных компаний. Они возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.

В литературе указывается на негативное влияние ТНК на экономику тех стран, где они функционируют:

· противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

· нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения, путем перекачивания их из одной страны в другую;

· установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран.

Примером российских ТНК можно назвать «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.

Некоторые российские транснациональные корпорации появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Микрохирургия глаза» с большим количеством своих отделений по всему миру, а также «ЛУКойл» (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения). «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. По оценке Германского торгового банка, рыночная стоимость «Газпром» - 23 млрд долл. (По оценке самого «Газпрома» - 2,3 млрд долл., т. е. в 10 раз ниже). «Газпром» имеет 10%-ную долю в проекте «Ю-Кей-Континент Интерконнектор», 35%-ную долю в предприятии «Вингас», созданном совместно с дочерней компанией «Винтер-шелл» германской ТНК «БАСФ». Он также имеет партнерские отношения с рядом других крупных западных корпораций.

Отдельными решениями российского правительства одобрено создание такого рода транснациональных финансово-промышленных групп, как, например, «Российский авиационный консорциум» - «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована финансово-промышленная группа «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии.

В первой сотне крупнейших мировых корпораций фигурируют шесть концернов, которые имеют дочерние компании на территории Беларуси.
Прежде всего, это три страховые группы. Французская AXA, которая стала собственником 80% акций крупнейшей частной белорусской страховой компании «Би энд Би Иншуренс Ко», а также опосредованно (через российскую компанию «РЕСО-Гарантия») является акционером «Белросстраха», занимает в рейтинге 28-е место. Итальянская Generali Group имеет в Беларуси одноименную дочернюю компанию. Белорусский актив немецкого страхового концерна Munich Re - компания «Эрго».
Российский «Газпром», которому в Беларуси принадлежат напрямую и через другие компании трубопроводы, доли в нефтеперерабатывающих и кирпичных заводах, предприятия по производству бытовой техники, банк и даже журнал, занял в 2010 году 16-е место среди крупнейших международных холдингов.

На 69-м месте находится «Лукойл», активы которого в Беларуси представляют собой одну из крупнейших сетей авто-заправочных станций и совместное предприятие по производству присадок для моторных масел.

На 93-м месте российская банковская корпорация «Сбербанк России», которая в 2009 году стала собственником контрольного пакета белорусского БПС-банка.

В белорусской экономике в равной степени присутствуют, как российские (табл. 1.1.) так и западные корпорации (табл.1.2.).

В рамках ТОП-2000 этот паритет примерно сохраняется. Хотя небольшое преимущество имеют пока все же западные транснациональные корпорации

Таблица 1.1.

Российские холдинги из ТОП-2000 Forbse, имеющие активы в Беларуси

Компания Место в рейтинге Forbes Активы в Беларуси
ТНК-ВР Холдинг   Нефтепереработка и сеть АЗС
ОАО "Северсталь"   Дистрибуция металлопроката
Новолипецкий металлургический комбинат   Трубопрокатный завод и дистрибуция металлопроката
ВТБ Банк   Дочерний банк
Оператор сотовой связи "Вымпелком"   Доля в операторе сотовой связи life:)
Акционерная компания "Транснефть"   Нефтепродуктопроводы
Производственное объединение "Татнефть"   Строящаяся сеть АЗС
Акционерная финансовая корпорация "Система"   Доля в МТС, проекты в ИТ-отрасли
Производитель калийных удобрений "Уралкалий"   Доля в Белорусской калийной компании
Банк Москвы   Дочерний банк

В целом транснациональные корпорации — это достаточно сложный и постоянно развивающийся феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках.

Послевоенная история западноевропейских стран, Японии и “новых индустриальных стран” свидетельствует, на наш взгляд, о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями

в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику.

Таблица 1.2.

Западные инвесторы, вошедшие в ТОП-2000 Forbes за 2010 год

Компания Страна Место в рейтинге Forbes ктивы в Беларуси
Raiffeisen International Bank-Holding Австрия   Дочерний банк
Vienna Insurance Group Австрия   Страховые компании
Voestalpine Австрия   Проект по строительству листопрокатного производства в Жлобине
Telekom Austria Австрия   Оператор Velcom
Группа Strabag Австрия   Проекты только намечаются
Coca-Cola Америка   Завод по производству напитков
McDonald`s Америка   Сеть ресторанов
BAT (Бритиш Американ Тобакко) Великобритания   Контрактное производство табачных изделий в Гродно
Heineken Holding Голландия   Пивоваренные заводы в Бобруйске и Речице
Carlsberg Дания   Пивоваренный завод "Оливария"
Henkel Group Германия   Производство стройматериалов в Заславле
Fresenius Германия   СП "Фребор" в Борисове
Deutsche Lufthansa Германия   Авиаперевозки
Turkcell Турция   Оператор сотовой связи life:)
Kesko Финляндия   Сеть строительных магазинов
Societe Generale Group Франция   "Белросбанк"
Alcatel-Lucent Франция   СП на Минском производственном объединении вычислительной техники
TeliaSonera Швеция   Доля в операторе сотовой связи life:)

Вернуться к содержанию

1.1.4. Правовое регулирование деятельности международных корпораций

Выделяется 3 уровня правового регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения.

Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

Между тем на данном уровне возникает и другая проблема. Поскольку отделения ТНК реализуют политику головного предприятия, то необходимо учитывать то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей. Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине т.н. «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств. В 1982 году закон об управлении экспортом 1979 года был распространен на зарубежные отделения американских компаний.

Следствием попыток США по применению своих законов на территории других стран стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет этих государств. Например, в 1980 году в Англии был принят закон о защите торговых интересов, целью которого выступила защита от попыток других стран в одностороннем порядке навязывать их экономическую политику. В этой связи следует отметить, что американская доктрина не получила и международного признания. В рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны. Данная практика опровергается и учеными. Так, по мнению М.М. Богуславского, Л.А. Ляликовой, А.Г. Светланова экстерриториальное применение американского законодательства находится в прямом противоречии со сложившейся доктриной и практикой различных государств в области международного частного права по вопросам определения правового статуса юридических лиц.

Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами. Отмечается тенденция к унификации содержащихся в них норм, которая подтверждается наличием большого числа соглашений, содержащих часто аналогичные, хотя и не идентичные нормы. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, которая в значительной мере содействует развитию международного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придерживающиеся иной точки зрения. В частности, В.В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала. Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность международных экономических отношений. Тем не менее, практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.

Кроме того, следует подчеркнуть, что особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые в зависимости от числа участвующих в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.

Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов - Межправительственной Комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят. Основной причиной этому выступали расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применения т.н. обычного международного права в отношении деятельности ТНК; правил национализации имущества ТНК; юрисдикции при урегулировании споров. Например, если развивающиеся страны считали, что нормы кодекса должны носить императивный характер и содержать главным образом обязательства ТНК по отношению к принимающим государствам, то страны базирования ТНК настаивали на включении в документ взаимных обязательств ТНК и их партнеров. Более того, для эффективной реализации Кодекса поведения ТНК необходимо создание органа, полномочного выносить постановления, и международного механизма для применения соответствующих санкций.

Региональное регулирование деятельности ТНК предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества Независимых Государств) и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли. Позиция стран Латинской Америки по рассматриваемой проблеме была выражена в принципах, сформулированных на Х1Х сессии Экономической комиссии ООН. В них содержались требования, предъявляемые к ТНК на территории принимающего государства. Следует отметить, что принятые документы внесли позитивный вклад в сближение латиноамериканских стран, но не оказали практического воздействия на деятельность ТНК.

Более конкретный результат был достигнут странами-участницами Андского пакта (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Перу и Чили), которые приняли решение 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий», ориентирующее иностранный капитал на достижение целей иностранного развития, и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала», создавшее правовую основу для учреждения многонациональных компаний (МНК) латиноамериканских стран, которые должны были способствовать дальнейшему процессу интеграции в регионе и оказывать особое содействие в противоборстве с международным капиталом. Эти документы создали базу для дальнейшего развития законодательства в области регулирования деятельности иностранных и многонациональных предприятий, действующих в странах Андской группы.

Особое внимание следует уделить правовому регулированию деятельности ТНК в рамках СНГ, которое направлено на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие ТНК в странах Содружества и не решенных на сегодняшний день, является наличие расхождений в национальных законодательствах. Поэтому важным условием развития единого постсоветского экономического пространства должна стать гармонизация законодательства по ТНК. Первым нормативно-правовым документом по созданию ТНК в рамках СНГ было «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений» от 15 апреля 1994 года, которое послужило основанием для принятия ряда документов о формировании ТНК между правительствами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России. В марте 1998 г. была подписана Конвенция о ТНК, которая констатирует правовые основы сотрудничества стран СНГ в области регулирования создания и деятельности ТНК. Сегодня на территории СНГ действует несколько ТНК («Белорусско-Российско-Украинская Ассамблея деловых людей»; межгосударственная ФПГ «Гранит» и др.). По экспертным оценкам в ближайшие годы таких объединений станет около 70 и в них может быть задействовано не менее 20% промышленного и финансового потенциала стран СНГ.

В настоящее время правовое регулирование деятельности ТНК сводится к двусторонним инвестиционным соглашениям, усугубляющим экономическое неравенство развивающихся государств. На региональном уровне определенных результатов в регулировании ТНК достигли страны-участницы Андской группы. Эти государства особое внимание уделяют поддержке собственных многонациональных корпораций, которые содействуют интеграции и противостоят многонациональному капиталу в регионе.

Между тем регулирование деятельности ТНК на международном уровне имеет ряд преимуществ перед национальным и региональным регулированием, в первую очередь, из-за международного характера деятельности ТНК. Они действуют согласно нормам частного права и международная юрисдикция в отношении их может иметь место независимо от их согласия. Однако проблема международного регулирования деятельности ТНК остается нерешенной. Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации.

Вернуться к содержанию

1.2. Международные экономические организации и интеграционные объединения

1.2.1. Общая характеристика, цели и задачи международных экономических организаций

Термин «международные организации» употребляется, как правило, при­менительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправи­тельственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организа­ция - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и дейст­вующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

В настоящее время международные организации прочно вошли в струк­туру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно.

Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.

Большая восьмерка (С8). Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 году для ускорения торгового и экономического развития, особенно развивающихся стран. ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра для интегрированного подхода к развитию и смежным проблемам в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.

ЮНКТАД помогает уточнять вопросы и двусторонние консенсусы своими исследованиями, анализом политики и межправительственными обсуждениями в таких областях, как услуги, доступ на рынки, товары, присоединение к ВТО, торговые преференции, торговля и окружающая среда, особое положение и проблемы НРС, стран с малой экономикой, торговля и окружающая среда, торговля и политика конкуренции, а также упрощение процедур торговли (включая повышение потенциала развивающихся стран по созданию эффективных программ содействия развитию торговли и транспорта). ЮНКТАД включает 192 государства-члена.

ЮНИДО – орган ООН, организация по промышленному развитию, оказывающая содействие в индустриализации развивающихся стран. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 171 государством-членом, промышленному развитию всех развивающихся стран. ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития - - лица, ответственные за принятие решений в государственном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом - - могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнерские отношения для решения стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) международная экономическая организация, регулирующая правила согласно принципам либерализма. ВТО функционирует с 1 января 1995. ВТО помимо торговли товарами регулирует торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. К середине 2003 членами ВТО являлись уже 146 стран.

Главная задача ВТО содействовать беспрепятственной международной торговле. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1. Отсутствие дискриминации в торговле.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС

Включает 27 стран. Основные провозглашенные цели Союза:

- введение европейского гражданства;

- обеспечение свободы, безопасности и законности;

- содействие экономическому и социальному прогрессу;

- укрепление роли Европы в мире.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

· Экономический и валютный союз (ЭВС);

· Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая - Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

· сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

Международный валютный фонд (МВФ) образован в 1944 г. Цели создания Фонда:

· развивать международное валютное сотрудничество и служить органом такого сотрудничества и консультаций по международным валютным отношениям;

· облегчать рост экономики и сбалансированный рост международной торговли, содействуя тем самым достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов и развитию производственных ресурсов всех стран-членов как первоочередных целей экономической политики;

· содействовать стабильности валютных курсов, стремиться к тому, чтобы страны-члены поддерживали упорядоченные режимы валютных курсов и избегали конкурентного обесценивания валюты;

· содействовать установлению многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами- членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

· сокращать длительность и уменьшать степень неравновесия платежных балансов стран-членов

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. МБРР является основной из пяти структур Всемирного банка. Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты.

Европейский банк реконструкции и развития. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Вернуться к содержанию

1.2.2. Республика Беларусь и ВТО. Международная торговая палата

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Правительство РБ предполагает вступление страны в ВТО, скорее всего после того, как туда попадут Россия и Казахстан, с которыми Беларусь строит Единое экономическое пространство.

Для того чтобы быть принятой в ВТО, страна-кандидат обязана получить голоса всех членов организации. Если хотя бы один из участников выскажется против, то вопрос автоматически снимается с повестки дня.

Республики Беларусь для того, чтобы стать членом ВТО необходимо принять стандарты, которые есть в этой организации.

К примеру, на сегодняшний день в Беларуси субсидируется около 58% продукции, в то время как в России и Казахстане этот показатель составляет всего лишь от 15 до 20%.

Положительным во вступлении в ВТО является то, что, во-первых, расширяется экспорт. На сегодняшний день в списке стран-участниц ВТО значится 153 государства, на счету этой организации 97% от общего объема мировой торговли. Для экспорто-ориентированной Беларуси это хорошие условия.

Во-вторых, актуальной задачей для Беларуси является диверсификация рынков торговли - как экспорта, так и импорта. При вступлении в ВТО она получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для своих товаров на рынках зарубежных стран. В настоящее время РНБ предоставляется белорусским товарам по желанию торговых партнеров, и никто не гарантирует его предоставления в будущем. В-третьих, в сферу регулирования ВТО начинают входить вопросы работы стран в рамках региональных торговых соглашений. По данным за 2007 г. около 51% всей мировой торговли осуществляется в рамках различных региональных интеграционных объединений стран.

В-четвертых, государства, граничащие с Беларусью (за исключением России), являются членами ВТО. Польша вошла в состав ВТО 1 июля 1995 года, Латвия - 10 февраля 1999 года, Литва – 31 мая 2001 года, Украина – 16 мая 2008 года.

В-пятых, при вступлении в ВТО страна-кандидат должна привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами всего пакета соглашений данной организации, что делает его более стабильным, основанным на международных нормах.

В-шестых, вступив в ВТО, Беларусь получит доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров.

Безусловно, существуют и отрицательные страны при вступлении страны в ВТО. Это касается любой малой индустриально-развитой страны. В первую очередь – это проблемы социально-защищенных отраслей.

Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce — ICC) — независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. Основная цель МТП заключается в повышении уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

Подготовкой политических заявлений МТП и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно действующих комиссий и консультативных групп, создаваемых по отраслевому признаку и охватывающих все сферы бизнеса. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 500), «Арбитражный регламент МТП», типовые международные контракты и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран — членов МТП.

Ежегодно обновляемая программа МТП, включающая в себя проведение международных и национальных конференций и семинаров, является важнейшим каналом доведения экспертных оценок до широкой аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при активном содействии национальных комитетов МТП.

Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия и компании в ближайшие годы, и разрабатывается стратегия решения этих проблем. Конгрессы проводятся в разных странах мира по приглашению национальных комитетов МТП.

При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража, как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.

В Республике Беларусь принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 июня 2003 г. № 208-З о торгово-промышленной палате

Настоящий Закон определяет основы правового статуса торгово-промышленной палаты, а также порядок создания и деятельности торгово-промышленных палат, особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат, в том числе Белорусской торгово-промышленной палаты, и государства.

Верну


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: