Универсальные средства разрешения конфликтов

Существуют и некоторые универсальные, общеприменимые требо­вания к успешному разрешению конфликта. Их иногда называют страте­гическими. Эти требования исходят из необходимости учета в каждой конфликтной ситуации некоторых родовых, общих свойств психики, ко­торые, так или иначе, присущи каждому человеку. Среди них такие, как стремление к свободе и творчеству, чувство собственного достоинства, вера в добро и справедливость и др. Следует отметить, что эти требования относятся к сфере поведения, а не к сфере сознания, к способу поведения, а не к образу мыслей. Последний трудно обнаружить, а тем более изме­нить. Сфера поведения, напротив, достаточно легко обнаруживается как на вербальном, так и на невербальном уровне, даже в таких явлениях, как выражение глаз, мимика, позы, жесты и другие невербальные средства общения. Поэтому их легче распознавать и корректировать, изменять в нужном направлении.

Универсальные приемы регулирования конфликта часто рассматри­вают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.

Под негативными методами понимаются такие, которые не следу­ет использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конст­руктивного разрешения. К их числу относятся следующие методы:

• постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препят­ствий к свободному выражению им своей позиции;

• проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

• мелочные придирки, не связанные с существом дела;

• принижение партнера, негативная оценка его личности;

• попытки запугать собеседника, угрозы;

• подчеркивание разницы между собой и партнером;

• преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;

• систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

• проявления неискренности, лицемерия.

К числу негативных приемов невербального уровня относятся: на­рушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жес­ты в его адрес и др.

Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуа­ций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфлик­ты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:

1) рекомендации самого общего характера, относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собесед­нику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, друже­любное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание об­ратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопе­реживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т. е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию;

2) блок методов, которые используются в начальной, преимущест­венно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях раз­решения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность «выпустить пар»; показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас со­циальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться;

3) основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или пе­реговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предло­жив хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг друга, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под ут­лом друг к другу. Только после этих предварительных поведенческих ак­ций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт. При этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за воз­никновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчерки­вать общность, а не только различия в интересах сторон. Не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в парт­нере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оп­тимальный выход из сложившейся ситуации. Состояние напряжения, напряженность определяется понятием стресс.Конечно, лучше всего ре­шить вызвавший разногласия вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет си­туацию;

4) рекомендации универсального характера, образующие блок спе­циальных, оперативных приемов, могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как лично­сти. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон, что он излишне резок. Иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он; можно сказать собеседнику о тех нега­тивных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично. И наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит.

Вопросы для повторения к разделу 14:

1. Кого относят к разряду конфликтных личностей?

2. Назовите типы и дайте характеристику конфликтных личностей.

3. Какие существуют типы разрешения конфликтов в организации?

4. Назовите тактики улаживания конфликтов.

5. Каковы правила ведения деловых переговоров?

6. Какие средства разрешения конфликтов можно отнести к универсаль­ным?














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: