а)
Это наиболее распространенный в авиационном прецизионном приборостроении тип опор – обеспечивает хорошее центрирование.
Основные узлы:
1. Ось, с которой связан Ч.Э.
2. Цапфа цилиндрическая
3. Подшипник
4. Подпятник
Подпятник – исключает движение оси в продольном направлении.
Ftr = Ftr подш –Ftrt подп.
Опоры на камнях обеспечивают малый момент трения при значительных удельных давлениях на площадках соприкосновения цапфы и камня. Втулки и подпятники камниевых изготовляют из естественных и искусственных минералов: сапфира агата, корунда и рубина. Крепятся камни в конструкции прибора завальцовкой. Цапфы опор, изготовленные из углеродистой стали УЗА, У10А, У12А или из карбита вольфрама, запрессовываются в ось поплавкового гироузла. Диаметр цапф камниевых опор поплавковых приборов колеблется от 0,02 до 1 мм.
Для уменьшения момента сил трения при действии осевых сил конец цапфы, упирающийся в подпятник, делают сферической формы. Цапфа и внутренний диаметр отверстия камниевой втулки должны иметь строго цилиндрическую форму и тщательно, отшлифованы так, чтобы чистота поверхности соответствовала 1213-му классу. Иногда для уменьшения момента трения и предотвращения заклинивания при перекосах проходное отверстие в камниевой втулке делают не цилиндрическим, а скругленным по радиусу (оливаж).
|
|
Зазор между камнем и цапфой обычно не должен быть больше нескольких микрон. Поэтому, если в рабочей жидкости находятся посторонние твердые включения, то они могут, попадая в зазор между камнем и цапфой, вызывать резкое возрастание момента трения и даже заклинивания гироузла.