ЛЕКЦИЯ 1
Возникновение и развитие рынка, в рамках которого осуществляется кругооборот ресурсов, доходов и продуктов, происходит при выполнении нескольких обязательных условий. Среди них:
• общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;
• экономическая обособленность производителей — как непременное условие эквивалентного обмена;
• свобода предпринимательской деятельности.
Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое экономическое пространство, где на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы:
а) максимизировать свои результаты (т.е. при заданном объеме
производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции);
б) минимизировать расход производственных ресурсов при
определенном объеме выпуска продукции;
в) оптимизировать результаты (т.е. затраты и результаты
должны находиться в определенном оптимальном сочетании).
Кроме того, любое предприятие должно находиться в состоянии финансового равновесия, иными словами, своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов. В рыночныхусловиях предприятие (фирма) в значительной степени автономно выявляет спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным ценам.
Однако, находясь в составе экономической системы более высокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не могут обойтись без взаимодействия с другими организациями, составляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и довести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика служит необходимой составляющей этих процессов.
Главная цель логистики — обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества. Быстрое развитие логистики в настоящее время связано с принципиальными изменениями условий хозяйствования, вызванными прежде всего трансформацией мировой экономической системы в сервисную экономику, с рыночным приоритетом потребителя, глобализацией и интеграцией экономических процессов.
Кроме того, к факторам, влияющим на интенсивное развитие ЛС, mожно отнести: формирование глобальных цепей поставок, резкое сокращение жизненного цикла продукции, переориентация традиционного производства на производство «под заказ» и массовую кастомизацию (mass customization), конструктивное усложнение товаров и стремительное расширение их разнообразия, внедрение новых логистических технологий доставки грузов, бурное развитие информационных систем и технологий поддержки логистики и SCM, стремление компаний сокращать совокупную стоимость и затраты времени, связанные с движением товаров, и т.д.
Уровни экономических систем и логистика
Уровни экономических систем | Предмет изучения | Отражение в ЛС |
1. Макроэкономика | Социальные и экономические процессы | Инфляция, безработица, рецессия, экономический рост и т.д. |
2. Мезоэкономика | Сетевые структуры и сети | Потоки товаров и денег, каналы, взаимоотношения, парные и групповые связи |
3. Микроэкономика | Объекты (или агенты), действующие в системе | Предприятия, физические и юридические лица в составе ЛС |
4. Наноэкономика | Проекты | Логистические проекты (финансовый анализ, структура и т.д.) |
В дальнейшем изложении экономических основ построения и функционирования Л С будем исходить из того, что под логистикой понимается «инструментарий интегрированного управления материальными потоками, а также связанной информацией, финансами и услугами, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».
Приоритетными направлениями в решении экономических проблем логистики в настоящее время становятся механизмы приспособления ЛС к интересам потребителей и конъюнктуре рынка в условиях острой конкуренции. Повышается значимость фактора времени как управленческого ресурса. Растут риски, а следовательно, - необходимость знать причины их возникновения и возможности снижения. Специфика ЛС оказывает влияние и на подходы к оценке ее экономической эффективности.
Ориентация на минимизацию издержек как частный критерий экономической эффективности в этих системах остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального сочетания затрат основного и оборотного апиталов, задействованных в рамках рыночной стратегии участников ЛС, и приносимой ими прибыли.
Условием эффективности стратегии и тактики логистики становится организация гармоничного производства и сбыта, интеграция логистической деятельности в основных сферах (производстве, снабжении, распределении) с целью оптимизации ресурсов при организации бизнеса и реализации корпоративной стратегии. Отправной точкой такой интеграции служит непрерывный мониторинг динамики спроса, с учетом которой разрабатываются плановые показатели составных звеньев цепи поставок (ЛС).
Построение эффективной ЛС позволяет компаниям решать ряд хозяйственных задач:
• синхронизировать объемы производства с объемами логистических операций складирования, грузопереработки, транспортировки;
• снижать потери и ущерб от логистических рисков;
• устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи поставок;
• рационализировать документооборот и информационные потоки, связанные с логистической деятельностью, и т.д.
Отличительной чертой экономики логистики служит не только
ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоративные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и территории, региона и даже страны в целом). Эффективность Л С становится часто ключевым фактором национального успеха. Однако это утверждение не исключает важности экономики логистики для самих предприятий (особенно для средних и малых) с небольшими циклическими (во времени) потоками широкой номенклатуры грузов. В этом случае рационализация работ (транспортных, экспедиторских, складских, погрузочно-разгрузочных и т.д.) достигается путем высокоорганизованного логистического сервиса на основе оптимизации затрат и качества.
Экономика логистики изучает экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики. В данном случае под экономическим пространством понимается насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связи между ними. Среди его объектов — предприятия промышленности, торговли и сферы услуг, логистические мощности (транспортные, складские, терминальные), транспортные коммуникации, телекоммуникационные системы и т.д., которые взаимодействуют в соответствии с пространственной (территориальной) структурой экономики и пространственной (территориальной) организацией хозяйственных единиц, объединяемых материальными и сопровождающими их информационными и финансовыми потоками.
Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием Л С, с которой связано представление об эффективной интеграции логистической деятельности в рамках цепи поставок. Качество этого пространства определяется такими характеристиками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного капитала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, капитала и т.д., определяемыми развитием транспортных и коммуникационных сетей).
Для функционирования экономического пространства логистики необходимо принимать во внимание существование экономического расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.), определяется прежде всего транспортными и трансакционными издержками (в том числе на преодоление физического расстояния).
Экономическое пространство ЛС может охватывать различные формы организации хозяйства и типы пространственных структур. Необходимыми признаками и условиями существования экономического пространства логистики являются: общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи и т.д.). Экономическое пространство логистики есть составная часть экономического пространства страны, единство которого обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие условия: \
• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);
• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;
• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля, и т.д.