Экономические особенности логистических систем

ЛЕКЦИЯ 1

Возникновение и развитие рынка, в рамках которого осуще­ствляется кругооборот ресурсов, доходов и продуктов, происхо­дит при выполнении нескольких обязательных условий. Среди них:

• общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;

• экономическая обособленность производителей — как непре­менное условие эквивалентного обмена;

• свобода предпринимательской деятельности.

Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи со­ставляют единое экономическое пространство, где на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими зако­нами оно может действовать так, чтобы:

а) максимизировать свои результаты (т.е. при заданном объеме
производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции);

б) минимизировать расход производственных ресурсов при
определенном объеме выпуска продукции;

в) оптимизировать результаты (т.е. затраты и результаты
должны находиться в определенном оптимальном сочетании).

Кроме того, любое предприятие должно находиться в состоя­нии финансового равновесия, иными словами, своевременно вы­полнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работ­никами и поставщиками материальных ресурсов. В рыночныхусловиях предприятие (фирма) в значительной степени авто­номно выявляет спрос потребителя, увязывает ресурсы с требова­ниями рынка, реализует свою продукцию по рыночным ценам.

Однако, находясь в составе экономической системы более вы­сокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не мо­гут обойтись без взаимодействия с другими организациями, со­ставляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и до­вести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика слу­жит необходимой составляющей этих процессов.

Главная цель логистики — обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества. Быстрое развитие ло­гистики в настоящее время связано с принципиальными измене­ниями условий хозяйствования, вызванными прежде всего транс­формацией мировой экономической системы в сервисную эко­номику, с рыночным приоритетом потребителя, глобализацией и интеграцией экономических процессов.

Кроме того, к факторам, влияющим на интенсивное развитие ЛС, mожно отнести: формирование глобальных цепей поставок, резкое сокращение жизненного цикла продукции, переориента­ция традиционного производства на производство «под заказ» и массовую кастомизацию (mass customization), конструктивное ус­ложнение товаров и стремительное расширение их разнообразия, внедрение новых логистических технологий доставки грузов, бур­ное развитие информационных систем и технологий поддержки логистики и SCM, стремление компаний сокращать совокупную стоимость и затраты времени, связанные с движением товаров, и т.д.

Уровни экономических систем и логистика

Уровни экономических систем Предмет изучения Отражение в ЛС
1. Макроэкономика Социальные и экономические процессы Инфляция, безработица, рецессия, экономический рост и т.д.
2. Мезоэкономика Сетевые структуры и сети Потоки товаров и денег, каналы, взаимоотношения, парные и групповые связи
3. Микроэкономика Объекты (или агенты), действующие в системе Предприятия, физические и юридические лица в составе ЛС
4. Наноэкономика Проекты Логистические проекты (финансовый анализ, структура и т.д.)

В дальнейшем изложении экономических основ построения и функционирования Л С будем исходить из того, что под логисти­кой понимается «инструментарий интегрированного управления материальными потоками, а также связанной информацией, фи­нансами и услугами, способствующий достижению корпоративных целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

Приоритетными направлениями в решении экономических проблем логистики в настоящее время становятся механизмы приспособления ЛС к интересам потребителей и конъюнктуре рынка в условиях острой конкуренции. Повышается значимость фактора времени как управленческого ресурса. Растут риски, а следовательно, - необходимость знать причины их возникновения и возможности снижения. Специфика ЛС оказывает влияние и на подходы к оценке ее экономической эффективности.

Ориентация на минимизацию издержек как частный критерий экономической эффективности в этих системах остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального сочетания затрат основного и оборотного апиталов, задействованных в рамках ры­ночной стратегии участников ЛС, и приносимой ими прибыли.

Условием эффективности стратегии и тактики логистики становится организация гармоничного производства и сбыта, интеграция логистической деятельности в основных сферах (производ­стве, снабжении, распределении) с целью оптимизации ресурсов при организации бизнеса и реализации корпоративной стратегии. Отправной точкой такой интеграции служит непрерывный мони­торинг динамики спроса, с учетом которой разрабатываются пла­новые показатели составных звеньев цепи поставок (ЛС).

Построение эффективной ЛС позволяет компаниям решать ряд хозяйственных задач:

синхронизировать объемы производства с объемами логисти­ческих операций складирования, грузопереработки, транспор­тировки;

снижать потери и ущерб от логистических рисков;

устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи по­ставок;

рационализировать документооборот и информационные по­токи, связанные с логистической деятельностью, и т.д.

Отличительной чертой экономики логистики служит не только

ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоратив­ные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и террито­рии, региона и даже страны в целом). Эффективность Л С стано­вится часто ключевым фактором национального успеха. Однако это утверждение не исключает важности экономики логистики для самих предприятий (особенно для средних и малых) с неболь­шими циклическими (во времени) потоками широкой номенкла­туры грузов. В этом случае рационализация работ (транспортных, экспедиторских, складских, погрузочно-разгрузочных и т.д.) до­стигается путем высокоорганизованного логистического сервиса на основе оптимизации затрат и качества.

Экономика логистики изучает экономические отношения, воз­никающие в экономическом пространстве логистики. В данном случае под экономическим пространством понимается насыщен­ная территория, вмещающая множество объектов и связи между ними. Среди его объектов — предприятия промышленности, тор­говли и сферы услуг, логистические мощности (транспортные, складские, терминальные), транспортные коммуникации, теле­коммуникационные системы и т.д., которые взаимодействуют в соответствии с пространственной (территориальной) структу­рой экономики и пространственной (территориальной) организа­цией хозяйственных единиц, объединяемых материальными и со­провождающими их информационными и финансовыми пото­ками.

Экономическое пространство логистики коррелирует с поня­тием Л С, с которой связано представление об эффективной интег­рации логистической деятельности в рамках цепи поставок. Качество этого пространства определяется такими характеристи­ками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного ка­питала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интен­сивность экономических связей между частями и элементами этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, ка­питала и т.д., определяемыми развитием транспортных и комму­никационных сетей).

Для функционирования экономического пространства логис­тики необходимо принимать во внимание существование экономи­ческого расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.), определяется прежде всего транспортными и трансакционными издержками (в том числе на преодоление физического расстояния).

Экономическое пространство ЛС может охватывать различные формы организации хозяйства и типы пространственных струк­тур. Необходимыми признаками и условиями существования экономического пространства логистики являются: общее эконо­мическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи и т.д.). Экономическое пространство логистики есть составная часть экономического пространства страны, единство которого обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие условия: \

гарантируемое единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, за­щита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);

недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свобод­ного движения товаров, услуг и финансовых средств;

запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: