Признаки совершенной конкуренции

Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

Равновесие фирмы в коротком периоде

Доход конкурентной фирмы

Виды рыночных структур. Признаки совершенной конкуренции

ТЕМА 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Показатели и индексы рыночной власти

Оценка степени рыночной власти

Сущность, источники и значение рыночной власти

ТЕМА 6. Концентрация капитала и рыночная власть.

  1. Неэффективность на рынке возникает в том случае, когда производитель или продавец факторов производства располагает рыночной властью. Монополист и есть власть, рынок полностью контролируется. Чтобы получить максимальную прибыль, монополисту необходимо определить свои издержки и характеристики рыночного спроса. Монополистическая и монопсоническая власти представляют собой две формы рыночной власти.
  2. Для ограничения рыночной власти государство вводит антимонопольное законодательство. Кроме этого, рыночную власть следует оценивать, применяя показатели.
  3. Для оценки применяются показатели: индексы: Лернера, Херфиндаля-Хиршмана, Тобина, Бейне. (Использование слайдов).

Начиная с данной темы, мы приступаем к анализу различных типов рынков. Существуют следующие виды рыночных структур (форм организации рынка): монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. О первых трех видах рыночных структур речь пойдет в следующей теме. Сейчас мы сосредоточимся на совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой продавцов и покупателей настолько много, что ни один из них, изменяя объем своего предложения или спроса, не в состоянии повлиять на рыночную цену. Последнее означает полное отсутствие взаимовлияния одних экономических агентов на других: любое решение отдельного продавца, либо покупателя никак не сказывается на положении его окружения.

Цена товара на совершенно конкурентном рынке определяется взаимодействием совокупного рыночного спроса и рыночного предложения; отдельные же продавцы и покупатели принимают ее как данную, приспосабливаются к ней, но не в состоянии ее изменить.

Признаки совершенно конкурентного рынка:

- Каждый из очень большого числа продавцов и покупателей занимает столь малую долю рынка, что не может своим поведением изменить рыночную цену, но может продать или купить сколько угодно своей продукции по этой цене

- Полная однородность продукции. Отсутствие торговых марок. Продукция разных производителей, таким образом, абсолютно одинакова в представлении покупателей.

- Возможность свободного входа на рынок и ухода с него. Любые барьеры, затрудняющие вход в отрасль, отсутствуют. Точно так же нет и трудностей, связанных с прекращением операций на рынке. Это обеспечивается полной мобильностью факторов производства между отраслями и между фирмами;

- Совершенное знание рынка продавцами и покупателями. Здесь предполагается, что затраты как покупателей, так и продавцов на поиск рыночной информации равны нулю. С другой стороны, при полной информированности переход от одного продавца (покупателя) к другому ничего не стоит субъектам рынка.

Очевидно, что совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как и абсолютно чистая вода. Тем не менее, ее следует изучать, поскольку некоторые реальные рынки могут достаточно близко приближаться к совершенно конкурентному состоянию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: