Понятие и виды монополии

Экономические последствия монополии. Коэффициент Лернера.

Монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса

Понятие и виды монополии

Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии.


Монополия– ситуация, когда на рынке имеется один продавец какого-то товара или услуги не имеющих близких субститутов.

Целью любой монополии является максимизация прибыли, но это и цель других участников р.э., что неизбежно приведет к конкуренции, но уже в условиях монополий. С микроэкономических позиций существуют следующие виды монополий:

- закрытая, т.е. защищаемая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (авторское право)

- естественная – базируется на владении уникальными ресурсами. Одна фирма обслуживает весь рынок данного товара.

- Открытая – одна фирма на какое-то время является единственным поставщиком некого товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

- Простая – в каждый момент времени продает свою продукцию по одной цене всем своим покупателям и в силу определенных причин занимается на краткосрочном временном интервале господствующее положение в производстве данного товара.
Максимизация прибыли(как цель монополии) сталкивается со следующими ограничениями:

1. уровень издержек производства

2. платежеспособный спрос на продукцию монополии

3. недопустимость ценовой дискриминации

4. эластичность спроса

В некоторых исключительных случаях монополии могут иметь убыток. Ситуация убыточности возможна лишь на краткосрочном временном интервале, ибо на долгосрочном –банкротство. В условиях убыточности, целью монополии является минимизация убытка на краткосрочном временном интервале. Прибыльность и убыточность характеризует действие закрытой и естественной монополии. Мах прибыли в условиях открытой монополии связана с действием 2-х важнейших факторов:

А) предпринимательство

Б) лимитирующее ценообразование

Предпринимательство– открытая монополия получает мах прибыль в долгосрочном временном интервале неизбежно привлекает внимание предпринимателей конкурентов.
Здесь существует 2 варианта развития событий:

1) Взвинчивание цены до мах возможного уровня с целью получения краткосрочного мах прибыли до момента, когда вторжение предпринимателей конкурентов, приведет к падению цены.

2) Устанавливать на свою продукцию приемлемо низкую цену, для того чтобы поставить барьер для других предпринимателей конкурентов в их стремлении проникнуть на данный рынок. В этом случае монополия будет получать умеренную прибыль на гарантированном долгосрочном временном интервале.

Такая стратегия в области цен монополистического рынка называется стратегией лимитирующего ценообразования, суть этой стратегии: господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне который не позволяет на краткосрочном временном интервале получить мах прибыль, но зато обеспечивает получение умеренной прибыли на долгосрочном временном интервале. Эта стратегия резко понижает вероятность появления на рынке монополий конкурентов.

Закрытые монополии также уязвимы в области мах прибыли ибо:

1) возможно появление субститутов

2) возможно опротестование юридическими ограничениями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: