Организация домашней учебной работы младших школьников

К наиболее типичным разновидностям внеурочной работы относится домашняя работа.

Домашняя работа — форма организации деятельности учащих­ся по самостоятельному обязательному выполнению дома учеб­ных заданий, как правило, связанных с темой уроков. К ней мож­но отнести такие виды работ, которые сложно организовать в ус­ловиях класса: длительные наблюдения, трудоемкие опыты, мо­делирование, а также традиционное выполнение заданий по тек­сту учебника и материалам учебных пособий в устной и письмен­ной форме.

Домашняя работа выполняется по заданиям к каждо­му последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программ (в I классе она возможна по желанию). При этом по своей направленности она может носить характер как традиционного закрепления пройден­ного, так и предварительного опережения (анонс материала последующих тем). Однако в любом случае домашняя работа пред­ставляет собой выполнение ряда учебных поручений (учебных за­даний), под которыми подразумевается адресованный учащемуся вид задания, содержащий требование выполнить определенные учебные действия, обеспечивающие усвоение конкретного учеб­ного материала. В целом выделяются следующие группы домашних заданий:

1) по дидактической цели:

а) направленные на усвоение зна­ний, осмысление понятий;

б) связанные с формированием умений и навы­ков;

в) на применение знаний и спо­собов действий;

2 ) в зависимости от методов и средств усвоения знаний:

а) практические задания (провести опыт, моделирование, вы­полнить длительное наблюдение, подготовить гербарий);

б) зада­ния на анализ, обобщение и систематизацию текстовой, стати­стической информации, в том числе переписывание правил или выделение их из единого текста-монолита, составление таблиц и выполнение рисунков по теме, дополнение схем, написание со­чинений, подготовка мини-докладов (прочтите текст, ответьте на вопросы учебника и сделайте вывод);

3) в зависимости от характера познавательной деятельности младших школьников:

а) репродуктивные — воспроизведение по образцу или шаблону (составьте рассказ по заданному плану; по­вторите опыт, проведенный в классе, в соответствии со следую­щей инструкцией);

б) частично-поисковые — на применение зна­ний в нестандартной ситуации (составь сравнительную таблицу);

в) творческие (разработайте проект города будущего);

4) по отношению к изучаемому материалу:

а) плановые — по теме, изученной на уроке;

б) опережающие (в практике развива­ющего обучения), нацеленные на предварительную подготовку ребенка к восприятию нового материала (сбор фактов для их ана­лиза на уроке, поиск ответов на поставленные вопросы, проведе­ние опытов и др.); они рассчитаны на свободный выбор и неред­ко длительны по выполнению;

5) в зависимости от количества детей, принимающих участие в его выполнении:

а) индивидуаль­ные — наиболее традиционная для начальной школы разновид­ность, нацеленная на самостоятельную работу ребенка над иссле­дуемой проблемой;

б) групповые или коллективные, имеющие в своей основе творческо-поисковую деятельность (разработать проект, провести экспериментальное исследование вопроса, например: раз­работать «Красную книгу своего района», «Путеводитель по райо­ну...»);

6) с учетом индивидуальных способностей детей и их склон­ностей — по объему:

а) минимальные, обязательные для выполнения всеми учащимися (прочитать определенные страницы учебника и ответить на воп­росы после текста);

б) максимальные, дополнительные к основ­ному минимуму и выполняемые на добровольной основе (составьте хронологическую карту своего района).

7) по характеру деятельности домашние задания можно подразделить на три группы:

а) устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворе­ний, правил);

б) письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);

в) учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изго­товление деталей, моделей).

Возможна разнообразная форма: проверка в ходе фронтальной беседы, рассказов учащихся, письменных ответов на вопросы, монолога ребенка у доски и т.д. Выполнение детьми ряда заданий предполагает помощь со стороны родителей (в не­которых программах взаимодействие семьи и школы является кон­цептуальной основой). Домашние задания могут носить репродук­тивный, творческий характер (сбор дополнительных материалов на тему, подготовка моделей, сообщений и т.д.).

Внеурочная работа всегда носит обязательный характер и свя­зана с тематикой курса. В целом ее организация должна удовлетворять таким требованиям, как:

ü системность, систематичность проведения, четкая продуманность научно обо­снованной системы заданий, связь с тематикой уроков, обяза­тельность контроля в различной форме, гибкость и вариатив­ность с направленностью на развитие индивидуальных способ­ностей учащихся;

ü наличие упражнений, предполагающих про­явление творчества и инициативы детей;

ü личностно-центрированный и нередко утилитарно-прагматический характер прово­димой работы (детям необходимо понимать возможность реаль­ного применения полученных знаний на практике, поэтому часть заданий должна носить практический характер);

ü проведение под­робного инструктажа по выполнению каждого задания, способ­ствующего отработке у младших школьников навыков самостоятельной работы; смена видов деятельности в процессе выполне­ния заданий блока.

Именно такая четко отлаженная система домашней работы спо­собствует не только повышению эффективности усвоения матери­ала, но и постоянному поддержанию интереса детей к процессу познания окружающего мира, в том числе самостоятельному.

Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачи­вать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к орга­низации умственных занятий учащихся определено, что до­машние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:

I класс — домашних заданий нет;

II класс — 1 час;

III класс — 1 час;

IV класс — 1, 5 часа.

Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:

Ø в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это ука­зывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зре­ния науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;

Ø очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с прак­тическими заданиями;

Ø для повышения активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые дей­ствия.

Успешное выполнение учениками домашних заданий во мно­гом будет зависеть от качества работы учителя. Ему, прежде всего, важно понять, что ученики не смогут успешно справить­ся с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэто­му каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:

Ÿ простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;

Ÿ объяснение задания на двух-трех примерах;

Ÿ разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;

Ÿ разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий.

Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.

В истории отечественной школы отношение к домашним заданиям не было одинаковым. Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода,
и, начиная с 30-х г.г., в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.

Введение домашних заданий положительно повлияло на обу­чение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала посте­пенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомлен­ность многих учителей в вопросах детской физиологии и пси­хологии.

Вопросы и задания

1. Дайте определение домашней работы? Каково ее значение?

2. Охарактеризуйте группы домашних заданий, назовите основания для их классификации.

3. Назовите дидактические правила определения содержания домашних заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: