Противопожарные требования к зданиям и их влияние на характер и конструкцию зданий для полиграфических предприятий
Согласно норм пожарной безопасности наибольшую площадь полиграфических предприятий занимают помещения категории "В" – обработка горючих материалов. Производство категории "В" должно размещаться в зданиях I степени огнеопасности –
т. е. построенных из полностью негорючих материалов.
Полиграфические предприятия в основном размещаются в многоэтажных зданиях, где путем эвакуации от рабочих мест являются лестничные клетки, размещенные в капитальных стенах.
Расстояния между лестницами определяется в зависимости от плотности людского потока в чел./м2.
До 2 чел./м2 расстояние 120 м.
От 2 до 3 чел./м2 расстояние 95 м.
Тупиковые помещения в сторону от лестничных клеток могут быть глубиною
В I случае – 30 м.
Во II случае – 25 м.
Таким образом, многоэтажное здание с двумя лестничными клетками может иметь длину 130–145 м.
Противопожарными нормами разрешается в зданиях, построенных полностью из несгораемых материалов размещать производство категорий "А" и "Б" (глубокая печать). Т. е. в зданиях полиграфических предприятий могут размещаться все полиграфические производства.
|
|
Конструкцию зданий по срокам их службы делят на три степени:
I степень – срок службы не менее 100 лет.
II степень – 50 лет, III степень – 20 лет.
Долговечность конструкции обеспечивается применением материалов, имеющих достаточную стойкость против окружающей среды (морозо-, влаго-коррозионностойкость). Степень долговечности зависит от влажности помещений и от климатических условий.
В зависимости от капитальности (долговечности и огнестойкости), эксплуатационных и архитектурных качеств здания делятся на 4 класса.
I – повышенные требования, IV – минимальные требования.
Здания полиграфических предприятий относятся к I и II классам, они являются I степени огнестойкости и практически служат 100 и более лет.
Производственный процесс изготовления печатной продукции связан с межоперационным и межцеховым перемещением изделий.
На полиграфических предприятиях бумага в листах, полуфабрикаты и готовая продукция укладываются на стеллажи, поддоны или контейнеры, для перемещения которых применяются электротележки с подъемными рамами, вилочные электропогрузчики, специальные ручные тележки.
Формы глубокой печати перемещаются по монорельсам и кранбалкам, а также на специальных тележках.
В брошюровочно-переплетных цехах для перемещения полуфабрикатов широко применяются ленточные транспортеры, легкие подвесные люлечные конвейеры, подвесные малогабаритные каретки с запрессованными книгами. Для вертикального перемещения, кроме грузовых лифтов, применяются элеваторы, в которых иногда с транспортными совмещаются технологические операции (сушка).
|
|
Транспорт предприятия может быть разделен на внутренний и внешний. В качестве задания на проектирование внутреннего транспорта выдается технологические планы, на которых указываются направления грузопотоков, количество и характер перемещаемых грузов, вид упаковки или укладки, все пачки или контейнеры, скорость движения транспортных средств на поточных линиях и др. необходимые сведения.
Внешний транспорт обеспечивает предприятие бумагой, материалами, топливом, отправляет готовую продукцию. На предприятиях с небольшим грузопотоком внешний грузопоток обеспечивается автотранспортом.
При решении вопросов механизации грузопотоков особое внимание следует уделять погрузочно-разгрузочным работам между внешним и внутренним транспортом. Во всех возможных случаях следует создавать условия для использования вилочных электропогрузчиков, электротележек с подъемными рамами для непосредственной разгрузки автомашин, железнодорожных вагонов, а также погрузки на них.
В многоэтажных зданиях для перемещения поступающих или отправляемых грузов может быть использованы грузовые лифты. Для этой цели лифты следует устанавливать в сторону двора с устройством разгрузочных площадок на уровне платформ автомашин. Эти площадки необходимо связывать через тамбур.
Кабины грузовых лифтов должны быть размером не менее 2,0 ´ 2,5 м, а грузоподъемность лифтов не менее 2 тонн.