Особенности управления автомобилем на больших скоростях

Рост скорости движения автомобиля - объективный факт. Эта тенденция понятна, так как чем больше скорость автомобиля, тем выше его производительность. Вместе с тем, чем выше скорость, тем опаснее движение. По статистическим данным около 40% ДТП связано с превышением водителями скорости. При этом растёт количество пострадавших при ДТП и увеличиваются материальные потери. Установлено, что при скорости движения 60 км/ч на 100 вовлечённых в ДТП автомобилей приходится 30 пострадавших, а при скорости 120 км/ч их число увеличивается в 4 раза. И это наиболее тяжкие происшествия, часто заканчивающиеся гибелью людей.

В настоящее время автомобильный транспорт нуждается в такой организации движения, которая обеспечила бы безопасные перевозки на возможно больших скоростях. Однако опыт показывает, что даже самая лучшая организация движения все же требует ограничения скорости. Ограничительный порог не может быть указан однозначно, так как его величина зависит от многих факторов, к которым относятся интенсивность движения, состояние дорог, технические особенности автомобиля, видимость, время суток, метеоусловия, уровень организации дорожного движения.

Среди всех этих факторов важная роль принадлежит водителю, хотя его возможности ограничены темпом работы, т.е. количеством операций, которые он может безошибочно выполнить в единицу времени. Темп может быть произвольным и вынужденным. В первом случае скорость работы не ограничена временем и зависит от самого человека. При вынужденном темпе человек должен успеть выполнить необходимые рабочие операции в определенные временные промежутки. Такой вид темпа характерен для условий интенсивного дорожного движения или при управлении на больших скоростях. В этих условиях всю информацию от дороги водитель получает за ограниченное время. При этом ограничено и время, в течении которого водитель должен отреагировать на поступившую информацию. В результате дефицита времени водитель может не успеть прореагировать и допускает ошибку, могущую привести к ДТП. Безошибочные действия водителей в этих условиях определяются не только уровнем профессиональной подготовки, но и скоростными параметрами их психической деятельности.

Исследованиями установлено, что в условиях интенсивного дорожного движения водитель выполняет 40-50 операций на 1км пути. При скорости 30 км/ч на одну операцию приходится 2,4-3.0 с; при скорости 40 км/ч - 1,8-2.3 с. Темп работы со скоростью не менее 3,5-4,0 с доступен всем водителям, но при увеличении темпа в 2 раза многие водители не успевают своевременно выполнять необходимые операции и снижают скорость.

Для надежного управления автомобилем на больших скоростях необходимы не только хорошая профессиональная подготовка и опыт, но также следует знать, что поле зрения с увеличением скоростей суживается.

Как отмечалось (п.р.2.2) при неподвижном положении тела и глаз поле в горизонтальной плоскости составляет 120 градусов. При скорости 20 км/ч поле зрения суживается до 80, при 40 км/ч - до 45, при 80 км/ч - до 30, при 100 км/ч - до 22, при 160 км/ч - до 5 градусов(рис.3.1). За пределами этих секторов водитель ничего увидеть не может. В результате увеличивается опасность столкновения или наезда на объекты, которые перемещаются с обочины дороги к ее центру.

Рис.3.1

Необходимо также учитывать,что когда два автомобиля на большой скорости движутся на встречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения водители не видят встречные автомобили. При увеличении скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50-60 км/ч достаточно фиксировать взгляд на 150-180 м., чтобы рассмотреть объект на дороге, то при скорости 140-160 км/ч это расстояние увеличивается до 640-720 м.

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2-3 раза возрастает реакции водителя и одновременно увеличивается тормозной путь, который проходит автомобиль за это время. Что касается продолжительности сенсомоторных реакций водителя в различных дорожных ситуациях, то этот вопрос был рассмотрен в п.р. 1.2. Особенно большую роль играет время реакций при экстренном торможении и маневре. В предупреждение наездов в большинстве случаев это время имеет решающее значение. Так, исследование материалов Д.Т.П, связанных с наездом на пешеходов, показало, что в большинстве случаев (70%) путь автомобиля при наезде не превышал 1м. Если учесть, что большинство наездов совершаются на скоростях 30-50 км/ч, то для сокращения остановочного пути на 1-1,5 м. достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени реакций при экстренном торможении достигается путем сокращения латентного периода, т.к. двигательные действия при торможении у водителей отработанны достаточно хорошо вследствие постоянной тренировки в процессе управления

Таким образом, время реакций является тренируемой функцией, поэтому необходимо, чтобы каждый водитель знал время своей реакции, и если оно значительно отличается то средних данных, то тренировкой на стендах и тренажерах стремился уменьшить его. Нормативы времени реакций на стандартные ситуации представлены в таблице.

Время сенсомоторных реакций, с.
На тормозной сигнал При повороте рулевого колеса
Латентный период Общее время
0.38 +/-0.07 0.61 +/- 0.06 0.38 +/- 0.06

Экспериментами установлено, что предотвращая наезд, водители прибегают к маневру примерно также часто, как и к торможению. Выбор способа ликвидации опасной ситуации в основном зависит от опыта и квалификации водителя. Более опытные водители при появлении манекена на полосе движения чаще всего применяли маневр, мене опытные предпочитали торможение. Результаты эксперимента представлены на рис.3.2, где tm и tT – время реакции водителей на маневр и торможение соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: