Т.О. введение термина «гендер» в научный оборот позволяло исследователям добиться нескольких целей См.СЛАЙД 10

Прежде чем рассматривать содержание гендерных исследований, необходимо определиться в понятийном аппарате. Гендерные исследования – это исследования способов отображения социального понимания половых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, которые выражаются в политических, научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия.

Гендерные исследования
представлены в двух аспектах: С одной стороны - предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики; с другой - реализацию образовательной практики, включающей разработку и преподавание гендерно-ориентированных учебных дисциплин.

Изучая гендерные исследования зарубежных авторов И.С.Клецина разделила их на три этапа и выделила временные отрезки, отметив доминирующую парадигму на каждом временном этапе См. СЛАЙД 11.

А отечественный ученый И.С.Кон, ссылаясь на периодизацию Кэрол Джексон, выделяет 4 этапа значимых для исследования этой проблематики зарубежных исследований и представляет их характеристику. См СЛАЙД12.

Т.О. в Западной психологии выделяются три основных направления развития гендерной проблематики:

· парадигма половых различий,

· парадигма уникальности женской психологии,

· парадигма социального конструирования психологических различий женщин и мужчин.

См.СЛАЙД 13. Гендерные исследования в нашей стране – это совсем новое и пока еще слабо разработанное научное направление. До 90-х годов в психологии почти совсем не печатались работы, которые можно было бы рассматривать как предпосылки гендерных исследований. Это связано, по всей вероятности, с тем, что в России не развивалась такая отрасль науки, как психология пола. Тем не менее, несмотря на тщательное избегание учеными-психологами изучения проблем пола и межличностных отношений, все же появлялись единичные публикации и книги, например, Ананьев Б.Г. «Человек как предмет познания», 1969 год, где есть глава «Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека». В 1975г. выходит сборник И.Кона «Соотношение биологического и социального»; в 1979г. того же автора, выходит учебное пособие «Психология юношеского возраста», где целая глава отводится проблеме ««Юноши и девушки и их психосексуальное развитие»; статья «Психология половых различий» И.С.Кона в журнале «Вопросы психологии» в 1981г. Печатаются исследования разных авторов в области межличностного общения, например, Т.А.Репина «Различия между мальчиками и девочками в общении», В.В.Абраменкова «Половая дифференциация в межличностных отношениях в группах детей», В.Е.Каган «Полоролевые установки и стереотипы мужественности и женственности у подростков», Агеев В.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей». В основном исследовались идеи В.А.Геодакяна и К.Юнга.

С начала 90-х годов можно выделить гендерно-ориентированные изыскания:

· Психология половых различий – ВиноградоваТ.В., В.В.Семенов, М.Ю.Арутюнян;

· Женская психология – Л.В.Попова, О.В.Митина;

Исследования в рамках социально-конструктивистского направления – М.В.Бураковой, Н.К.Радиной, Г.В.Турецкой. (Раздать студентам Приложение 3).

Современные гендерные исследования отечественных ученых, как отмечает Э.Понуждаев, имеют две противоположные тенденции: первая - современные исследователи гендерных проблем рассматриваются как интерпретаторы зарубежных «первоапостолов»; вторая - отрицает в принципе деление ученых на первых и последних. Методология гендерных исследований – открытая система, дискуссионный клуб с неограниченным количеством участников.

См. СЛАЙД 14-16. В результате теоретических и экспериментальных исследований были выделены специфические конструкты Маскулинности и Фемининности, разработаны конкретные психодиагностические шкалы и тесты для измерения степени выраженности свойств, отнесенных к маскулинным (физическая сила, агрессивность) или фемининным (мягкость, нежность). Характеристика маскулинности (стремлениебыть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом, в коммуникативной сфере ориентация на групповое общение, инструментальность и соблюдение норм) и фемининности ( склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Характерна дружелюбность и отзывчивость. В коммуникативной сфере отмечается большая направленность на межличностное общение).

Кроме этого в ходе исследований выявлены четыре группы индивидов вне зависимости от их фактической половой принадлежности:

А) с превалированием показателей маскулинности;

Б) с превалированием показателей фемининности;

В)психологически недифференцированные (низкие показатели М и Ф);

Г) «андрогины» (высокие показатели М и Ф)

В действительности можно отметить, что100% мужчин или женщин не существует, и каждый реальный индивид в разных пропорциях соединяет в себе черты, как М так и Ф. (предложить самообследование).

Важно отметить, что гендерные исследования, инициированные во второй половине ХХ века многочисленными учеными позволили обозначить четыре основные подхода к данному феномену См.СЛАЙД 17. (Раздать приложение 4.)

На основании этих подходов были выделены современные

гендерные концепции См.СЛАЙД 18. (Раздать приложение 5.)

Теоретико-методологическим источником гендерологии выступают и разнообразные феминистские, или «социологические концепции».

Весь концептуальный «массив» следует сгруппировать в 2 относительно самостоятельных блока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: