Философия Николая Кузанского

Для истории философской мысли творчество гуманистов эпохи Возрождения представляет собой интерес с точки зрения критики ими схоластики и, даже шире, в целом средневекового мировосприятия. Гуманизм, родиной которого является Италия, разрушая метафизику средневековья, покоящуюся на дуализме небесного и земного, духовного и материального, провозгласил своей задачей утверждение всеобщего единства. И прежде всего – единства человеческой природы. Именно человек и его мир оказались в центре внимания гуманизма.

Основным источником гуманистической идеи послужила античность. Гуманизм открыл античность, поскольку стремился объяснить античных мыслителей исходя из духовных реалий современной им эпохи, тех же Платона и Аристотеля, хорошо известных средневековью, он толковал исторически в рамках проблем и в рамках знаний Афин V–IV вв. до н. э. Открытие древнего мира обеспечивали кропотливая библиотечная работа, сбор, перевод и исследование рукописей. В новых интерпретациях гуманистов возрождалась греческая и латинская классика, а вместе с ней возникало и новое понимание природы человека: единство души и тела, отсутствие сознания собственной греховности, новое чувство жизни, новый вкус, новый духовный климат.

Гуманисты не изучали природу и не стремились иметь знания о высших причинах бытия, их интересовало знание о человеке, к тому же подвластное опыту. Занимаясь точными и конкретными исследованиями этики, политики, эстетики, логики, риторики, филологии, истории, они обосновывали земной характер морали. Моральная философия была предметом особого внимания ренессансного гуманизма.

Первым, кто выступил против натурализма и интеллектуализма схоластических систем был, Петрарка (1304–1374 гг.). Он провозглашал духовную свободу, независимость и ценность человеческой жизни в противовес авторитарности и оторванности от жизни средневекового мышления. Антисхоластическая полемика Петрарки и Салютати (1331–1406 гг.) ярко проявилась в утверждении первенства активной жизни перед созерцательной. Вместе они заложили основы этико-психологической проблематики.

От Леонардо Бруни (1370–1444 гг.) берет начало исследовательский поиск в области воспитания и образования. Считая классиков подлинными учителями «гражданских» добродетелей, он выражал идеи «гражданского гуманизма», в котором служение на благо общества вменялось в нравственную обязанность человеку. Для Бруни любая добродетель есть деятельность, и в понимании активного характера добродетелей человека христианская и языческая философия солидарны.

Крупнейший итальянский философ-гуманист Лоренцо Валла (1407–1457 гг.), также высказываясь против систем, разрабатывает филологический метод. С его именем связано открытие категории «история языка». Так, например, он относится к библейскому тексту не как к Слову, а как к обычному тексту, доступному свободному исследованию. Библия — просто исторический документ. Поэтому язык и логика должны отвечать критерию пользы. Этическое учение Л. Валлы было обращено к творчеству Эпикура. Он оправдывает чувственную природу человека и его стремление к счастью, считает высшим благом телесно-душевное наслаждение, т. е. моральным критерием у него выступает благо личности. Новый человек Л. Валлы весь окружающий мир утверждает через себя и для себя, и, что еще важно, все в мире создано для каждого человека в отдельности.

Человека разносторонних дарований Л. Б. Альберти (1404–1473 гг.) как писателя-гуманиста в равной мере привлекали и проблема индивидуальности, и принципы хозяйствования, и вопросы права, психологии. Среди этических тем главной для него была та, что включала в себя «благо семьи». Он развивает представление об исключительной роли семьи в воспитании и формировании человека, подчеркивает важность семейных отношений и соблюдения семейной этики. Альберти видит достоинство человека в труде и умении употреблять себе во благо свое главное богатство — время. Поэтому он оправдывает и материальное благо, и приобретение богатства, если оно производится не в ущерб другим и способствует проявлению сострадания и щедрости.

Великий флорентийский переводчик и комментатор греческой мудрости, властитель умов не только Италии, но и всей Европы, Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) развивал идеи благочестивой философии, или иначе «ученой религии». Творчество Фичино было ориентировано на переосмысление платонизма, который совмест­но с античной мистикой (Орфей, Гермес Трисмегист) должен быть, по его мнению, породнен и примирен с христианством. Он говорил о соответствии платонического понятия любви и христианского, считал человеческую душу узлом и связкой всех вещей.

В работах выдающегося гуманиста Северного Возрождения Эразма Роттердамского (1465–1536 гг.) возрождается то, что он сам называет «философией Христа». Борьба за простоту евангельской истины приводила его к отстаиванию общечеловеческих ценностей и требованию выполнять по отношению к людям долг любви и милосердия. Своим творчеством, своей жизнью он продемонстрировал умение не впадать в крайности: пройти между лицемерием христианского благочестия и грубым фанатизмом. Философия Э. Роттердамского при всем при том, что она облечена в острую, саркастическую форму, является образцом философии умиротворения.

Таким образом, гуманисты Возрождения хотя и возвратились идейно к античности, все же не совсем отказались от христианства, они как-то сорастворили их. «Природа, — говорит Лоренцо Валла, — то же, что и Бог, или почти то же». И это «почти» привело их к оправданию мира и прославлению творческой природы человека, безграничности его свободы, возможностей и устремлений, способных продолжить на земле божественное творение.

Николай Кузанский (1401–1464 гг.) — философ-мистик, теолог, епископ католической церкви, ученый раннего Возрождения. Н. Кузанский стоит на грани двух миров, выходит за пределы античной и средневековой мысли и предвосхищает философскую мысль Нового времени. В его творчестве соединены религиозная вера и сверхъестественное истолкование мира с началами научных идей.

Получив широкое образование в университетах Гейдельберга, Кельна, Падуи, где изучал философию, математику, естествознание, право, он стал церковным деятелем. Будучи кардиналом и генеральным викарием папы Ильи II, Николай отстаивал идеал гармонии веры и разума, религиозной философии и науки не только в теоретических трудах, но и в церковно-политической сфере, ратуя в защиту единства и воссоединения восточного и западного христианского мира. Его основные философские работы: «Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «Книги Простеца», «Об охоте за мудростью» посвящены проблеме отношения Бога и мира, Бога и человека.

Кузанский считал, что подлинным делом философа является охота за мудростью, при этом под мудростью он подразумевал не то, что постижимо, не то, что доступно разуму, но бесконечную мудрость. Шествие ума к истине рассматривается Кузанским как процесс постоянного совершенствования, расширения (наполнения) знаний и именуется им «ученым незнанием». В основе «ученого незнания» лежит та простая мысль, что у нас есть знание о существовании бесконечности и сознание непостижимости этой бесконечности. Математический пример этого: если постоянно увеличивать количество сторон многоугольника, вписанного в круг, то многоугольник будет все больше стремиться совпасть с кругом, однако он никогда не совпадет с ним, сколько бы сторон мы ни добавляли. Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: во-первых, он серьезно занимался этой наукой, во-вторых, по его мнению, математика — наиболее достоверная из всех наук и, в-третьих, математическое бесконечное может символизировать божественную бесконечность. Все, что мы говорим о недоступности бесконечного и трансцендентного понятию, о невозможности рационального, основывающегося на законе тождества, познания Божественной жизни, есть также познание, хотя и апофатическое, т. е. знание о незнании.

Пытаясь хоть как-то охарактеризовать природу Бога, Кузанский развивает центральную идею своей философии — идею синтеза, или тождества противоположностей. Во всех вещах мира мы находим различия и противоположности, во всем оформленном и конечном сущем сущность и существование различны, тогда как в бесконечном, неоформленном сущем, Боге, они совпадают. Бог не может быть больше того, что он есть, но Он же не может быть и меньше того, что Он есть. Если Он есть максимум, то он также и минимум. Бог есть и то и другое в совершенном «совпадении противоположностей». Приводя математическую аналогию, Кузанский поясняет вышеизложенное так, что в бесконечном круге любая точка будет центром и вместе с тем также крайним пределом, и, то же самое, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадает со всем.

Хотя, согласно Николаю Кузанскому, Бог сам по себе непостижим, Он обнаруживает себя в мире, который есть чувственно воспринимаемое явление Бога. Он высказывает мысль о саморазвертывающейся системе природы как поступательном проявлении Бога. Говоря языком Кузанского, природа есть «развертывание Бога», бесконечность «стягивается» в конечность, абсолютное единство — во множественность, а вечность — во время. Понятие свертывания и развертывания Кузанский разьясняет также при помощи математики. Абсолютное единство он уподобляет точке, последовательным развертыванием которой являются линия, поверхность, объем.

Таким образом, любая вещь связана с бесконечным единством, не совпадая полностью с последним, в конечном заключается бесконечное, однако они не тождественны. Тождества между Богом и сотворенным нет, вечное и становящееся связаны отношением дополнительности. Иначе, мир сам по себе есть зеркало Бога, где каждая индивидуальная вещь должна по-своему быть отражением Бога. И именно от Бога у всякого творения цельность и единство, отличенность и связь со Вселенной, и чем больше в нем единства, тем оно подобнее Богу. Отсюда следует, во первых, что совершенно одинаковых индивидуальных вещей не существует, и, во-вторых, все вещи взаимосвязаны в одном мире, существуя наилучшим возможным способом.

Более всего целостность мира просвечивается в человеке, соединяющем в себе материю, органическую жизнь, чувственную животную жизнь и духовное разумение. Посредством разума, который Кузанский считает образом вечности и единства, а также живой мерой и оценщиком всех вещей, человек отражает в себе несовершенным образом, т. е. только символически, божественное единство. Только благодаря разуму человек человеческим образом способен прийти ко всему, он имеет силу постигнуть парадоксальность и противоречивость для него божественного бытия, высшим выражением которого является Христос — Бог и Человек. Христос есть единственное и необходимое средство соединения человека с Богом. Человек для Кузанского может быть «человеческим богом, а в качестве бога он может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все». Если Бог содержит все созданное в себе как первообразы, то человеческий род — как отношение и ценности. Мыслитель сравнивает Бога с чеканщиком монеты, а человека – с менялой, определяющим ее ценность. Бог может все создать, человек — познать. Человек есть бог и Вселенная, однако он ограничен хронологическими и пространственными пределами: он — микрокосм.

Итак, Николай Кузанский является философом, мудро и гармонично сочетавшим непостижимость (апофатизм) Бога и Его логику. Дальнейшее движение философии рационализирует эту гармонию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: