Пополнение БЗ осуществляется различными методами
· при общении с внешней средой,
· при постановке новых задач,
· при достижении новых целей.
Кроме того, пополнение знаний осуществляется самой ИнС на основе имеющейся БЗ и машин (программ) логического вывода новых знаний. Это ведет к устранению трудности, связанной с ограниченностью знаний.
Проблема пополнения знаний возникла при решении задач:
· понимания естественного языка,
· обучения,
· поиска ответов на вопросы к БЗ,
· анализа ситуаций, сцен и др.
Знания могут быть представлены в виде фактов, хранящихся в БЗ, или в виде описания ситуаций, поступающих на вход ИнС.
Укажем несколько подходов к пополнению знаний:
· модели «здравого смысла»;
· сценарии;
· подход, опирающийся на идею о том, что физические закономерности внешнего мира могут быть описаны в рамках специальных псевдофизических логик (рис. 3.1).
Все подходы в той или иной степени используют идею продукционных правил. Система продукций отражает закономерности, присущие заданной проблемной области. Например, для ситуаций, описывающих статистические пространственные отношения между объектами, можно выбрать следующие продукции: х Содержится в> у, У Содержится в> z —> х Содержится в> z (свойство вложенности, которое выполняется в «матрешках»); х<находится на> у, г<находится на> x-»z <находится на> у.
Пополняя постепенно БЗ продукциями такого типа, можно в ИС создать достаточно мощные средства для порождения новых фактов из тех, которые в ней имеются. Процедуры пополнения знаний отличаются друг от друга структурой продукционных правил и стратегий управления в системе продукций.