Девиация и социальный контроль

Во всех обществах действия людей согласуются посредством определенных норм. По сути, нормы — это ориентиры, подсказывающие, что человек должен делать, а что не должен. Реальные же поступки людей нередко не соответствуют общепринятым нормам. Отклонение от общепринятых норм поведения называется девиантным поведением.

Нормы – это меры дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного – закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Различают негативные и позитивные отклонения от нормы. Негативные отклонения встречают со стороны общества неодобрение.

Существуют девиации, которые считаются относительными. Одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Так, например, коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих мусульманских странах.

В каждой культуре существует конкретный взгляд на то, что допустимо и то, что недопустимо. Представления о соответствии норме и отклонениях могут меняться. Это связано с изменчивостью самой нормы. Одним из первых попытался объяснить девиантное (отклоняющиеся) поведение Э. Дюркгейм в своей концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, в котором образуется нормативный вакуум, когда старые нормы обесценились, а новые еще не утвердились. В результате возрастают девиации, в частности, преступления и самоубийства. В данных условиях отдельному индивиду трудно ориентироваться [2].

Р. Мертон разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к общепринятым нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Лишь конформизм не является девиантной моделью поведения (личность разделяет ценности общества и достигает их личностными средствами). В других случаях личность либо обходит писаные и неписаные нормы (инновация), либо не признает ценности своего общества, но соблюдает его предписания (ритуализм), либо проявляет равнодушие к целям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж) [4].

Девиантное (отклоняющееся) поведение активно исследуется социологической наукой. Однако, при всех смысловых оттенках, в целом, этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Противодействие отклоняющемуся поведению осуществляется посредством социального контроля. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1. Принуждение (так называемая элементарная форма);

2. Влияние общественного мнения;

3. Регламентация в социальных институтах;

4. Групповое давление.

Благодаря социальному контролю обеспечивается такая важная с точки зрения общества функция, как воспроизводство главенствующих отношений и социальных структур разного порядка. Это обеспечивает стабильность и устойчивость общества.

Библиографический список:

1. Волков, Ю. Г. Социология: Учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. – М.: Гардарики, 2003.– 512 с.

2. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других преступлений / Я. И. Гилинский. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 518 с.

3. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. – 2003. – №1. – С. 109 -115.

4. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р.Мертон // Социологические исследования.-1992.-№ 4.-С.91-105.

5. Мертон, Р. Фрагменты из воспоминаний / Р.Мертон // Социологические исследования.-1992.-№ 10.-С. 128 – 136.

6. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994.- 687 с.

7. Тихонова, Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. – 2004. – №1. – С. 22 - 30.

8. Тощенко, Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования.- 2004.-№ 12.-С. 3-16.

9. Шипунова, Т. В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т. В. Шипунова // Социологические исследования. – 2004. – №12 – С. 103-116.

Вопросы для повторения:

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

3. Что понимают под социализацией личности?

4. Что означает понятие «девиация»?

5. Назовите формы социального контроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: