Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда
Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.
Контроль является элементом управленческой деятельности и присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе, подчиненных предприятий и организаций.
Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т. п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.
|
|
Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т. е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.
Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.
Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы.
Согласно Концепции государственного управления охраной труда в РБ, государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:
· республиканском;
· отраслевом;
· региональном.
На республиканском уровне – Правительство РБ непосредственно или уполномоченные им республиканские органы государственного управления в области охраны труда.
На отраслевом уровне – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.
На региональном уровне – местные исполнительные и распорядительные органы.