Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
Существует 4 разновидности источников международного права:
· международные договоры;
· международные обычаи;
· акты международных конференций;
· акты международных организаций и международных органов.
К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай. В международном праве, в отличие от национального права, нет специального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты международного права сами создают нормы международного права.
Международный договор - соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.
Любой договор независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний) является нормой международного права, разница лишь в территориальной сфере действия, поскольку договор создает права и обязанности только для его участников. Поэтому двусторонний договор - источник локальных норм, многосторонний - региональных или универсальных.
|
|
Не может быть источником международного права неправомерный договор, противоречащий принципам международного права, либо при заключении которого была применена сила или угроза силы, обман, подкуп по отношению к представителю государства - участника договора, чтобы добиться согласия на его обязательность.
Для того, чтобы договор стал нормой международного права, он должен вступить в юридическую силу. Признание договора, в зависимости от его условий, достигается его подписанием полномочным представителем государства, либо ратификацией. Ратификация - утверждение международного договора высшим органом власти.
Многосторонний договор вступает в силу, когда он набирает определенное количество ратификаций, установленных в договоре. Например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. требовала для вступления в силу 35 ратификаций со стороны государств.
Понятие международного договора дано в Венской конвенции о праве международных договоров. Согласно данному в ней определению международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Используют наименования: конвенция, соглашение, протокол, устав, договор и т. д.
|
|
Конвенция признает возможность заключения договора между государствами и другими субъектами права, а также иными субъектами права между собой.
Международный договор как основной источник международного права имеет многие преимущества. Во-первых, договорная форма позволяет четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что способствует применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены сейчас все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.
Источником международною права является и международный обычай. Международный обычай - это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признается участниками международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Обычай является источником международного права с момента признания его государством. В международной практике договор и обычай по юридической силе равны. Под обычаем понимается практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя. Практика государств - этопо поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке. Для процесса формирования норм международного права характерно, что они начинают складываться в практике государств, действуют как обычные нормы, а затем при разработке договоров обобщаются и получают закрепление в договоре. Таким образом происходит взаимодействие обычной и договорной норм международного права. Однако вступление в силу международного договора не означает, что обычная норма прекращает свое действие. Не все государства ратифицируют международный договор, т.к. ратификация является добровольным актом (усмотрением) государства. Поэтому, несмотря на принятие международного договора, он создает договорную норму только для государств-участников. Для остальных стран, не подписавших либо не ратифицировавших договор, но использующих его положения в национальной практике, они применяются как обычная норма международного права.
Так, Республика Беларусь, ратифицировавшая Венскую конвенцию о праве международных договоров в 1986 г., применяла ее положения в своей договорной практике до момента ратификации как обычные нормы международного права.
В международном праве право международных договоров выделено в качестве самостоятельной отрасли. Право международных договоров как отрасль международного права - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.
Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.
Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями, 1986 г. Обе конвенции констатируют сохранение обычая в качестве источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права.
|
|
Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. «Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры»,- говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров. Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью.
Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем, эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников.
Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства.
Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации. Международные организации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены учредительными или иными актами.
Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) - от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу.
Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного договора.
|
|
Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.
Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий. В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц.
Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.
Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме, составляет согласованный проект договора. Затем путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.
Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным и подлинным документом, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным.
Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.
Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов.
Парафирование - э то скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников. Парафированный договор подлежит окончательному принятию.
Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.
Форма окончательного принятия текста договора - подписание.
Следующая стадия заключения международного договора, необходима для вступления его в силу. Способы выражения такого согласия:
1) подписание;
2) обмен документами, образующими договор;
3) ратификация;
4) утверждение (принятие);
5) присоединение к договору.
Подписание - одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность.
Обмен документами, образующими договор, - это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
Ратификация - это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.
Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:
1) с момента подписания;
2) по истечении определенного срока после подписания;
3) с указанной в договоре даты.
В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия их вступления в силу.
Международные (межправительственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, имеющих разную юридическую природу. Так, конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты рекомендации либо акты правоприменительного характера, а также акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности.