Профессиональный отбор

Рис. 6.1

Известно также, что:

- при Kα = 0.5 – 1.0‰ возникает резкость движений, чрезмерная оптимистичность при оценке дорожной ситуации;

- при Kα = 1.0 – 1.5‰ в несколько раз увеличивается время реакций, появляется агрессивность, пренебрежение к другим участникам движения;

- при Kα = 1.6 – 2.0‰ водитель не может правильно оценить скорость движения, у него нарушается равновесие и речь;

- при Kα > 2.0‰ водитель не в состоянии правильно управлять автомобилем, совершает бессмысленные движения, может временно терять сознание.

Курение, как и алкоголь, может быть причиной ошибок водителя при управлении автомобилем. Этому факту обычно не придаётся значение, а между тем курение наносит ущерб здоровью, а иногда приводит к ДТП. Японские эксперты установили, что курение становится причиной 1– 2 % от числа всех автомобильных аварий, а французские исследователи считают, что эта цифра достигает 5%. По данным наших учёных и экспертов частота нарушений правил дорожного движения у курящих на 14% выше, чем у некурящих. Слезотечение от табачного дыма не только отвлекает внимание, но и снижает остроту зрения. Специальными исследованиями установлено, что при выкуривании одной сигареты суживается поле зрения; нарушается цветоощущение; на 20% снижается зрительное восприятие приборной доски; на 25% уменьшается скорость двигательных реакций; снижается слух в диапазоне разговорной речи. Кроме того, после двух часов от начала работы у курящих водителей отмечается нарастающее увеличение ошибок, быстрее развивается утомление, снижается их работоспособность и надёжность.

Определение пригодности человека к конкретной трудовой деятельности приобретает в настоящее время большое значение. Такая пригодность определяется методами профессиональной ориентации, профессионального отбора и подбора.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий проводимых в целях выявления личностных и психофизиологических особенностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям.

Профессиональный отбор – это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей деятельности по конкретной специальности.

Профессиональный подбор – часть профотбора. Его задача состоит в выявлении лиц, которые по своим психофизиологическим качествам наиболее соответствуют отдельным видам трудовой деятельности в пределах конкретной специальности, например подбор водителей автобусов, такси, автомобилей большой грузоподъёмности и т.д.

Профессиональный отбор включает в себя медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

Медицинский отбор регламентируется документами Минздрава.

Образовательный отбор в нашей стране не играет большой роли, так как для овладения специальностью водителя достаточно среднего образования.

Психофизиологический отбор обеспечивает выявление и своевременное отстранение от обучения и работы лиц, психофизиологические качества которых не соответствуют требованиям, предъявляемым к конкретной специальности. Этот отбор имеет особенно большое значение для определения пригодности к сложным видам деятельности, характеризующимися частым возникновением экстремальных ситуаций, заставляющих человека работать на пределе его функциональных возможностей. К таким видам деятельности относится и работа водителей транспортных средств. В России психофизиологический отбор водителей проводится в АТП г. Москвы и других городов с использованием соответствующих методик и приборов.

Необходимость обеспечения высокой надёжности водителей придаёт особую актуальность поиску наиболее информативных методов оценки их индивидуальных особенностей. Создание таких методов возможно лишь на основе изучения требований, которые предъявляет к человеку профессия водителя автомобиля. Описание этих требований называется профессиограммой, которая представляет собой сведения о деятельности водителя и требований, которые она предъявляет к человеку. Содержание и объём профессиограммы определяется целью, с которой проводится изучение профессии. Водитель, надёжно управляющий автомобилем в простых дорожных условиях, ещё не может обеспечить должной безопасности в сложных условиях и особенно в критических ситуациях, при которых предъявляются особенно высокие требования к его психофизиологическим качествам. Совокупность этих качеств относят к так называемой базовой надёжности водителя. Психологи считают, что надёжность водителя в экстремальных условиях определяется его базовой надёжностью. Из людей с низкой базовой надёжностью практически невозможно получить водителей безошибочно действующих в экстремальном режиме. Поэтому лица с низкой базовой надёжностью к работе водителя не должны допускаться.

Опыт экспериментальной проверки методик, используемых для психофизиологического отбора водителей, показывает, что наиболее прогностичными являются методики, предъявляющие высокие требования к скоростным параметрам психической деятельности, которые обеспечивают надёжность водителей в неожиданно возникающих критических дорожных ситуациях. Именно ошибки водителей в таких ситуациях являются наиболее частой причиной ДТП.

Для оценки оперативных качеств водителей обычно используют следующие методические приёмы:

- предъявление сигналов в быстром, навязанном, нарастающем темпе до предела функциональных возможностей испытуемых;

- отбор ошибочных действий подачей сигнала (обратная связь);

- усложнение условий эксперимента путём предъявления дозированных отвлекающих факторов и помех.

Методики, используемые для психофизиологического отбора водителей, должны удовлетворять следующим требованиям:

- обеспечивать прогнозирование успешного обучения и надёжной водительской деятельности с высокой степенью достоверности;

- быть экономически целесообразными как при индивидуальном, так и групповом психофизическом отборе;

- обеспечивать проведение обследования в максимально сжатые сроки.

Опыт показывает, что всем эти требованиям лучше всего удовлетворяют аппаратурные методики, использующие группу приборов и методик в комплексе характеризующих основные психофизиологические качества, от которых зависит успех в обучении будущей профессиональной деятельности. Так, в МАДИ разработан комплекс, состоящий из 4–х приборов ("Внимание", "Реакциометр МАДИ–2", "Готовность оператора", тахистоскоп), удовлетворяющий перечисленным требованиям.

Прибор "Внимание" позволяет исследовать скорость переключения и объём внимания. Основными критериями для оценки качеств внимания является время выполнения задания и количество ошибок.

Прибор "Реакциометр МАДИ–2" используется для измерения времени реакций водителя, в том числе времени латентного и моторного периодов.

Прибор "Готовность оператора" позволяет оценить не только долговременную память, но и готовность памяти при предъявлении сигналов в нарастающем, навязанном темпе. Этот прибор и метод позволяют исследовать способность испытуемого извлекать из памяти информацию (на экран прибора), необходимую для выполнения рабочих операций в условиях дефицита времени, что особенно важно в деятельности водителя.

Прибор тахистоскоп применяется для проверки подготовленности водителей. С помощью этого прибора испытуемому предъявляются цветные слайды с различными дорожными ситуациями, с временем экспозиции 0.5 – 1.5 с. Испытуемый должен считать себя водителем и быстро принимать решение. Счётчики регистрируют время каждой реакции и неправильное нажатие кнопок.

Оценка психофизиологической пригодности и непригодности должна быть интегральной, с учётом результатов испытаний по всем методикам, а также с учётом других данных, полученных в результате медицинского освидетельствования, наблюдения, бесед, изучения документов и т.д.

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надёжность водителей, снизить количество ДТП, уменьшить материальные потери и человеческие жертвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: