Система экономических наук и ее составляющие.
План лекции
Модуль 1. Общие основы экономической теории
Справочные материалы и Интернет-ресурсы
1. Журнал «Вопросы экономики» https://informag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html
Лекция 1. Предмет и метод экономической науки. Экономические системы общества. Собственность и координационный механизм экономической системы.
1.1. Система экономических наук и ее составляющие. Предмет экономической теории как науки.
1.2. Функции экономической теории.
1.3. Методы экономической теории.
1.4. Человек в мире экономики: мотивы его поведения.
1.5. Потребности, ресурсы, интересы, экономические ресурсы и экономический выбор. Производство: его сущность, уровни, факторы и структура. Границы производственных возможностей.
1.6 Основные стадии экономического развития. Экономические системы общества на различных этапах его исторического развития. Основные формы организации хозяйственной жизни.
1.7 Собственность и ее роль в установлении «правил игры» в экономических системах.
|
|
1.8. Собственность: формы и пути их преобразования.
К настоящему времени экономические знания образовали сложную систему экономических наук. В этой системе взаимодействуют и развиваются общая экономическая теория, функциональные и отраслевые экономические науки. Такая дифференциация обусловила новое место и содержание экономической теории. С одной стороны, её элементы стали развиваться в функциональных и отраслевых науках, с другой – это позволило по-новому взглянуть на предмет, задачи и структуру самой экономической теории. Экономическая теория изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Значительный разброс определений предмета экономической теории проявился в прошлом. Поступательно развивался объект исследования, а вместе с ним и давались разные определения предмета.
У меркантилистов доминирующей проблемой была сфера обращения, классическое направление перевело центр внимания на производство и анализ экономических законов, марксистское направление – в соотношение производительных сил и производственных законов, которые управляют общественным развитием, у маржиналистов определяющим акцентом анализа стала ограниченность ресурсов и их рациональное использование.
Можно найти и определение предмета, которое применимо практически для любой школы в экономической науке. Так, например, известный экономист XIXв. А.Маршал считал, что «Экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества».
|
|
Можно было дать обширный перечень определений данного предмета. Но ни одно из этих определений не дало бы исчерпывающего, точного определения предмета. Однако в большом наборе определений предмета данной науки можно выделить три компонента, которые присутствовали практически во всех концепциях и существуют в нынешних определениях:
- приумножение благосостояния национальной экономики и на этой основе сделать жизнь граждан более достойной;
- рациональное использование ограниченных ресурсов;
- распределение благ, которое соответствует фундаментальному принципу справедливости.
По охвату проблем исследования экономическая теория относится к общественным наукам. В наиболее развернутом определении предмета П. Самуэльсона отражены и основные направления исследования в науке и её социальная направленность. «Экономика – это исследование того, как отдельные индивидуумы и общество в целом, с помощью денег и без них, осуществляют выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их для последующего потребления, сейчас или в будущем, среди различных индивидуумов и групп общества. «Экономика анализирует затраты и выгоды улучшения методов использования ресурсов».
Среди общественных наук экономическая теория имеет свои особенности:
- наиболее формализованная, используется математический аппарат и модели для описания действительности и прогнозирование будущего развития;
- экономические взаимосвязи, а соответственно и законы их отражающие не носят жестко детерминированного характера. Реалии эпохи свободной до второй половины XIX века служили основанием для классической теории, которая с приходом к несовершенной конкуренции уже не адекватно отражала состояние экономики. Та же судьба постигла и кейнсианскую концепцию. Её рекомендации уже нельзя считать в наше время эффективным средством решения проблем инфляции и безработицы. Экономические законы, в отличие от естественно научных, проявляются как тенденции и могут носить преходящий характер;
- экономика различается не только в историческом плане, но и в географическом. Различия природные у разных стран, в культуре, в правах, обычаях, государственном устройстве и.т.д. оказывает влияние и на экономику. Поэтому исследования экономической науки должны учитывать эти институциональные особенности.
Современная экономическая теория использует идеи классической школы А. Смита, Д. Рикардо с её рыночными регуляторами, марксизм, с его глубоким исследованием производственных отношений, маржинализм с его основами предельной полезности и поведением потребителя, неоклассическое направление и кейнсианство с глубоким исследованием микро и макроэкономики.
В современной экономической науке все новые позиции занимает институционально-социологический подход, который включает в анализ и идеи гуманистической направленности, справедливости, без чего невозможно создание социально-ориентированной экономики.
Современная экономическая теория представляет собой синтез классической школы и трех новых направлений.
Во-первых, неоклассическое направление, которое связано с именем А.Маршала (1842-1924г.г.). Именно ему принадлежит успешная попытка соединить классическую теорию А.Смита с теорией маржинализма. Впервые формирование рыночного равновесия и цены стало рассматривать как результат взаимодействия предложения и спроса.
Вторая волна неоклассического направления возникла в 70-80-е годы прошлого века и явилась как протестная реакция на чрезмерное вмешательство государства в экономик, в основе которого лежала теория Дж.М.Кейнса (1883-1946г.г.).
|
|
Кейнсианское направление дало теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования экономики в связи с тем, что экономика перешла от рынка свободной конкуренции со способностью к саморегуляции к экономике с монополистическим сегментом, с чем и утратила достоинство к саморегулированию. Но и на современном этапе кейнсианство не уступает своих позиций уже в форме неокейсианства.
Рациональные стороны неоклассического и неокейсианского направлений в последние годы образовали симбиоз, который лежит в основе экономической политики. В краткосрочном плане в экономической политике делается упор на процентную ставку (на кейнсианство), а в долгосрочном плане – на регулирование денежного механизма (неоклассическое направление в современном виде).
Третье направление в современной экономической науке – это институционализм, истоками которого является историческая школа, возникшая на рубеже XIX-XX веков и которая связывается с именем Т.Веблена (1857-1929г.г.). Термин институт – латинского происхождения, под которым понимаются обычаи, порядок, которые приняты в обществе, а также обычаи закрепленные в виде законов или учреждений на смену рационального эгоиста с потребительским психозом А.Смита приходит индивидуум, находящийся под влиянием этих институтов. Постулат этого направления состоит в том, что именно общественные обычаи регулируют общественную экономическую деятельность в обществе. При этом определяющую роль играет не индивидуальная психология, а групповая.