Ый учебный вопрос. Привод гребного винта (дейдвуд, реверс-редуктор)

ВВЕДЕНИЕ

На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.

Дейдвудом (дейдвудной трубой) или промежуточным кор­пусом в подвесном лодочном моторе называют неподвиж­ную деталь, соединяющую двигатель с подводной частью и подвеской. К дейдвуду при помощи пружинных или резино­вых амортизаторов крепится узел подвески мотора. Внутри дейдвуда размещены вал (рессора) привода гребного винта, тяги управления, трубка охлаждения, водяная помпа. Дейдвуд используется для забора и выброса охлаждающей воды, отработавших газов и выполняет роль глушителя.

Привод гребного винта (рис.1) подвесного лодочного мотора пред­ставляет собой реверсивный или нереверсивный редуктор, служащий для передачи крутящего момента от коленвала дви­гателя, имеющего вертикальную ось вращения, к горизон­тальному валу гребного винта. В реверсивном редукторе («Вихрь», «Нептун», «Привет-22», «Москва») размещается устройство для разобщения гребного вала и коленвала с целью получения холостого хода, а также для изменения направле­ния вращения гребного винта с целью получения заднего хода. Редуктор моторов «Ветерок» имеет только холостой ход, у моторов «Салют» отсутствует холостой и задний ход.

Рис. 1. Привод гребного винта подвесного мотора («Москва»)

1, 27 — винты; 2, 11 — шайбы гравера; 3 — корпус горизонтального вала; 4 — шарикоподшипник; 5 — прокладка; 6 — корпус редуктора; 7 — вертикальный вал (рессора); 8, 35 — уплотнительные манжеты; 9, 32 — шайбы; 10 — гайка; 12 — шпилька; 13 — втулка; 14 — упорная шайба; 15 — втулка; 16 — кольцо; 17 — штифт; 18 — шестерня; 19 — храповик реверса; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — ось; 22 — рычаг; 23 — шестерня, 24 — упорная шайба; 25 — шарикоподшипник; 26 — кольцо уплотнительное; 28 — шестерня; 29 — накладка; 30 — штифт; 31 — шарикоподшипник; 33 — кольцо стопорное; 34 — горизонтальный вал

Реверс-редуктор (у моторов «Вихрь», «Нептун», «Москва-25» «Москва-30», «Привет-22») состоит из одного или двух отли­тых из алюминиевого сплава корпусов, соединенных между собой винтами, шестерен переднего и заднего хода с торцовыми зубьями, ведущего вала-шестерни, храповика, рычажного привода к муфте переключения, подшипников и саль­ников.

Гребной винт подвесного лодочного мотора отливается из алюминиевого сплава, соединяется с гребным винтом по­средством предохранительного штифта через резиновый демп­фер, благодаря чему это соединение является упругим.

РЕДУКТОР МОТОРОВ «ВИХРЬ»

Редуктор подвесного мотора служит для передачи крутя­щего момента от коленвала двигателя, имеющего вертикаль­ную ось вращения, к горизонтальному валу гребного винта. Учитывая высокую частоту вращения коленвала современ­ных подвесных моторов (около 5000 об/мин), при которой эксплуатируются глиссирующие мотолодки (40—50 км/ч), частота гребного вала понижается. В редукторе имеется ус­тройство для разобщения гребного вала и коленвала с целью получения холостого хода, а также для изменения направле­ния вращения гребного вала с целью получения заднего хода. Редуктор — один из самых ответственных и сложных узлов подвесного мотора, он работает в очень неблагоприятных условиях — под водой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: