ВВЕДЕНИЕ
На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.
Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).
Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.
Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.
|
|
Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.
Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.
Дейдвудом (дейдвудной трубой) или промежуточным корпусом в подвесном лодочном моторе называют неподвижную деталь, соединяющую двигатель с подводной частью и подвеской. К дейдвуду при помощи пружинных или резиновых амортизаторов крепится узел подвески мотора. Внутри дейдвуда размещены вал (рессора) привода гребного винта, тяги управления, трубка охлаждения, водяная помпа. Дейдвуд используется для забора и выброса охлаждающей воды, отработавших газов и выполняет роль глушителя.
Привод гребного винта (рис.1) подвесного лодочного мотора представляет собой реверсивный или нереверсивный редуктор, служащий для передачи крутящего момента от коленвала двигателя, имеющего вертикальную ось вращения, к горизонтальному валу гребного винта. В реверсивном редукторе («Вихрь», «Нептун», «Привет-22», «Москва») размещается устройство для разобщения гребного вала и коленвала с целью получения холостого хода, а также для изменения направления вращения гребного винта с целью получения заднего хода. Редуктор моторов «Ветерок» имеет только холостой ход, у моторов «Салют» отсутствует холостой и задний ход.
|
|
Рис. 1. Привод гребного винта подвесного мотора («Москва»)
1, 27 — винты; 2, 11 — шайбы гравера; 3 — корпус горизонтального вала; 4 — шарикоподшипник; 5 — прокладка; 6 — корпус редуктора; 7 — вертикальный вал (рессора); 8, 35 — уплотнительные манжеты; 9, 32 — шайбы; 10 — гайка; 12 — шпилька; 13 — втулка; 14 — упорная шайба; 15 — втулка; 16 — кольцо; 17 — штифт; 18 — шестерня; 19 — храповик реверса; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — ось; 22 — рычаг; 23 — шестерня, 24 — упорная шайба; 25 — шарикоподшипник; 26 — кольцо уплотнительное; 28 — шестерня; 29 — накладка; 30 — штифт; 31 — шарикоподшипник; 33 — кольцо стопорное; 34 — горизонтальный вал
Реверс-редуктор (у моторов «Вихрь», «Нептун», «Москва-25» «Москва-30», «Привет-22») состоит из одного или двух отлитых из алюминиевого сплава корпусов, соединенных между собой винтами, шестерен переднего и заднего хода с торцовыми зубьями, ведущего вала-шестерни, храповика, рычажного привода к муфте переключения, подшипников и сальников.
Гребной винт подвесного лодочного мотора отливается из алюминиевого сплава, соединяется с гребным винтом посредством предохранительного штифта через резиновый демпфер, благодаря чему это соединение является упругим.
РЕДУКТОР МОТОРОВ «ВИХРЬ»
Редуктор подвесного мотора служит для передачи крутящего момента от коленвала двигателя, имеющего вертикальную ось вращения, к горизонтальному валу гребного винта. Учитывая высокую частоту вращения коленвала современных подвесных моторов (около 5000 об/мин), при которой эксплуатируются глиссирующие мотолодки (40—50 км/ч), частота гребного вала понижается. В редукторе имеется устройство для разобщения гребного вала и коленвала с целью получения холостого хода, а также для изменения направления вращения гребного вала с целью получения заднего хода. Редуктор — один из самых ответственных и сложных узлов подвесного мотора, он работает в очень неблагоприятных условиях — под водой.