Тема 12. Оборудование и аппаратура применяемые при исследовании скважин глубинными приборами

Приборы в скважину спускают с помощью специальных механизированных лебедок, устанавливаемых в кузове автомашин. На устье монтируют различного типа лубрикаторы, снабженные сальником для герметизации проволоки, на которых подвешивают прибор.

Автомашину с лебедкой устанавливают примерно в 25- 30 м от устья таким образом, чтобы вал лебедки был перпендикулярен к направлению движения проволоки от скважины до середины барабана.

Вместо буферной головки на задвижку устанавливают лубрикатор, представляющий собой отрезок насосно-компрессорной трубы длиной от 1.5 до 4 м с резьбой на одном конце и фланцем на другом. На верхнюю часть лубрикатора навинчивается сальник, уплотняющий проволоку. К трубе лубрикатора приваривают два патрубка: для установки показывающего манометра и для крана, с помощью которого полость трубы может сообщаться с атмосферой.

К корпусу лубрикатора крепится направляющий ролик, через который проходит проволока или кабель. Для уменьшения прокидывающего момента, действующего на лубрикатор при подъеме глубинного прибора, устанавливают оттяжной ролик.

Устье оборудуют мостками, изготовленными из труб. Мостки имеют обычно две площадки, огражденные перилами. Оператор, стоя на верхней площадке, спускает прибор в трубу лубрикатора, завинчивает сальник и открывает задвижку.

Лебедка Азинмаш-8А собрана на станине. Проволока навивается на барабан, который вращается в подшипниках. Вращение барабана осуществляется от двигателя автомашины при помощи трансмиссионного вала, соединяющегося узлом цепной передачи с коробкой отбора мощности. Трансмиссионный вал включается рукояткой. Привод барабана осуществляется при включении рукояткой фрикционной муфты. Барабан лебедки может приводится во вращение также вручную при помощи рукоятки через шестеренчатый редуктор с передаточным числом 1: 6.5. Для регулирования скорости спуска приборов в скважину предусмотрен узел тормоза.

Для равномерной укладки проволоки на барабан предназначен водильник, совершающий возвратно-поступательное движение вдоль образующей цилиндра барабана. Водильник приводится в движение кулачком одновременно с вращением барабана через червячный редуктор, соединенный с шестерней, укрепленной на правой щеке барабана лебедки. Длина спущенной в скважину проволоки измеряется при помощи счетчика числа оборотов, укрепленного на кронштейне рамы.

Счетчик оборотов соединяется мерным шкивом (роликом) шестеренчатой парой. Диаметр шкива и передаточное отношение шестерен выбраны таким образом, что спуск прибора на 10 см соответствует повороту первого ряда чисел счетчика на одно деление. Рама крепится к рычагу, шарнирно укрепленному на станине, с противовесом для уравновешивания вертикальной составляющей силы натяжения проволоки. Прижимные ролики устраняют проскальзывание проволоки по шкиву. Прижим роликов к мерному шкиву регулируется.

Конструкция измерительного устройства механизированных лебедок обеспечивает возможность определения глубин без введения поправки на навивку проволоки. Показания счетчика зависят только от длины обода мерного шкива. Поэтому поправку на показания счетчика предусматривают лишь в том случае, если вследствие износа или других причин изменилась длина обода. Вместе с тем при измерении глубины забоя или уровня следует учитывать поправку на температурное удлинение проволоки, спущенной в скважину. Лебедка имеет две скорости. При частоте вращения вала двигателя 600 об/мин скорость подъема прибора (на 1 и 11 скоростях) составляет соответственно 0.85 и 1.84 м/с, а при 2000 об/мин – 2.84 и 6.14 м/с. Лебедка Азиманш-8А имеет следующую техническую характеристику: диаметр барабана – 145 мм, длина навиваемой проволоки диаметром 1.6 – 1.8 мм – 3500 м, масса лебедки (без проволоки) – 196 кг.

С целью увеличения глубины спуска Азинмаш разработал новую лебедку для глубинных измерений, рассчитанную на глубину скважины 7000 м.

Установки для исследования скважин предназначены для спуска и подъёма на проволоке приборов и инструментов, используемых при гидродинамических исследованиях скважин и других скважинных работах в умеренном и холодном макроклиматических районах.

Установка ЛС – 4 (рис. 12.2) смонтирована на автомобиле – фургоне УАЗ – 3741 и предназначена для работы в умеренном и холодном макроклиматических районах. В кузове установки смонтированы стеллажи для транспортирования исследовательских приборов и инструментов. В боковой стенке кузова (справа по ходу) предусмотрен люк для выхода рабочей проволоки. Сиденье для оператора устроено на крышке стеллажа.

Отбор мощности на привод лебёдки осуществляется от двигателя автомобиля с помощью двухскоростной коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке автомобиля. Лебёдка оснащена механизмом ручного управления, храповым остановом, а также электромеханическим индикатором натяжения проволоки. Центральный пост управления включает в себя механизмы управления лебёдкой и двигателем автомобиля.


Рис.12.2. Установка ЛС-4:

1 —автомобиль-фургон УАЗ-3741; 2—ящик для инструмента; 3—узел привода ле­бедки; 4— лебедка; 5— стеллаж; 6— механизмы дублирования управления муфтой сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора автомобиля; 7—устройство для на­правления проволоки; 8 —люк для выхода рабочей проволоки.


Рис. 12.3. Установка ЛСВ-6

1 —гусеничный транспортер ГАЗ 71; 2—лебедка с пультом управления; 3— дроссельная заслонка; 4— кузов; 5— стеллажи для транспортирования глубинных приборов и лубрикаторов; 6— устьевой ролик;
7–инструментальный ящик; 8— узел привода лебедки; 9— механизмы дублирования управления муфтой сцепления; 10— устройство для направления проволоки; 11 — отопитель.


Установка ЛСВ – 6 (рис.12.3) смонтирована на шасси автогусеничного транспортёра ГАЗ – 71 и предназначена для работы в умеренном и холодном макроклиматических районах.

В кузове установки смонтированы стеллажи для транспортирования исследовательских приборов и инструментов. Люк в левой стенке кузова служит для выхода проволоки.

Отбор мощности на привод лебёдки осуществляется от двигателя транспортёра с помощью реверсивной коробки отбора мощности, установленной на коробке перемены передач автомобиля. Установка снабжена электромеханическим индикатором натяжения проволоки. Лебёдка оснащена механизмом ручного управления и храповым остановом, применяемым при ручном управлении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: