Содержание
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА.. 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.. 4
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ.. 4
Тема 1. МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ. 4
Тема 2. МОДЕЛЬ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА.. 5
Тема 3. ЗАДАЧИ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ.. 17
Тема 4. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МАТРИЧНЫХ ИГР. 28
4.1 Парные матричные игры с нулевой суммой. 28
4.2 Статистические игры. 30
Критерии для принятия решений. 30
Тема 5. СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ. 36
5.1 Общие понятия моделей СПУ.. 36
5.2 Правила построения сетевых графиков. 37
Тема 6. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧ ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. НАХОЖДЕНИЕ КРАТЧАЙШЕГО МАРШРУТА. 40
6.1 Основные понятия сетевых моделей. 40
6.2 Матричный способ задания сетей. 41
5.3 Задача о кратчайшем пути. 42
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.. 48
ЭКОНОМЕТРИКА.. 48
Тема 7. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМЕТРИКИ.. 48
Тема 8. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ ПАРНОЙ РЕГРЕССИИ.. 51
Тема 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА СВЯЗЕЙ. МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ.. 64
Тема 10. МОДЕЛИ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ.. 75
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(лекционный курс)
Уфа 2007
Кратко изложен основной теоретический материал раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура» для студентов УГНТУ для использования в учебном процессе.
Авторы: Зайнетдинов М.А., доц., канд. пед. наук,
Валеев Д.З., доц.,
Козлов Г.Д., доц.,
Третьякова А.С., доц.,
Хамадьяров Э.Г., доц.,
Хаджимамедова В.А., доц.,
Хуснутдинов Р. Д., доц.
Маркешина О.С., ст преп.,
Смирнова А.П., доц.,
Валеева Г.В., доц., канд. пед. наук
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
ТЕМА 1 | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ………………………… | |
ТЕМА 2 | СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ….. | |
ТЕМА 3 | ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ………………………………………. | |
ТЕМА 4 | ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ………………….. | |
ТЕМА 5 | ОБШАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………... | |
ТЕМА 6 | ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ………………………………………………………………….. | |
ТЕМА 7 | СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………... | |
ТЕМА 8 | ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ……………………………………. | |
ТЕМА 9. | САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ…………………………………………………. | |
ТЕМА 10 | ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………………. | |
ТЕМА 11 | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА………………………………………………… |
Введение
1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
2. Компоненты физической культуры.
3. Краткая история физической культуры.
4. Возрастание роли физической культуры в современном обществе.
5. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
6. Правовые и организационные основы физического воспитания студентов.
7. Особенности организации физического воспитания студентов УГНТУ.
8. Сертификат здоровья и физической подготовленности.
9. Кафедра физического воспитания.
10.Контрольные вопросы.
В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования дисциплина «Физическая культура» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин.
Объем теоретического раздела учебной программы составляет 26 часов и его изучение начинается с лекции «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов».
1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и
общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по
использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Итак, физическая культура – вид культуры общества, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая
культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения,
человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, её пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для неё видах социально-трудовой деятельности, усиливают её адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий её морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию с её индивидуальности. Вот почему
физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, один их эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Её специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение её сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности – вид культуры личности, результат реализации социальной программы физического развития, выступающей как средство и способ выполнения человеком социальных обязанностей.
Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творчеству, «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.
Профессиональная направленность физической культуры личности – это
основа, объединяющая все остальные её компоненты. Критериями, по которым можно судить сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности, К ним относятся:
· степень сформированности потребности в физической культуре и способы её удовлетворения;
· интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
· характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
· выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
· степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;
· проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
· уровень физического совершенства и отношение к нему;
· владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;
· системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
· широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, о сформированности физической культуры личности
можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям. Сложная система потребностей личности, её способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.