Классификация методов в Ю.П.
Психологиче особенности преступников-профессионалов и рецидивистов
Профессиональная преступность заключается в том, что совершение преступлений становится образом жизни.
С точки зрения психологии преступник-профессионал является рецидивистом, т.е, устойчивым преступником, привычным к общественно опасной форме поведения.
Рецидивная преступность является проявлением устойчивых антисоциальных и криминальных черт поведения указанной категории лиц. Поведение рецидивиста вступает в противоречие со здравым смыслом, именно поэтому возникает феномен асоциального неконтролируемого поведения, которое носит весьма устойчивый характер. Для рецидивистов характерной чертой их поведения является равнодушие к возможному наказанию и общественному осуждению. Рецидивная преступность взаимосвязана с различными психическими аномалиями (психопатия, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами). Следует сказать несколько слов о преступных вооруженных объединениях рецидивистов, которые характеризуются повышенной общественной опасностью, т.к. в таких преступных объединениях совершенствуется криминальная квалификация их участников, что позволяет весьма успешно совершать различные преступления. Для поддержания руководителей таких преступных объединений создаются специальные денежные фонды, за отказ от внесения взносов в такие фонды назначаются суровые наказания. Все это говорит об огромной общественной опасности таких преступных объединении.
|
|
К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:
• метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.
• метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;
• метод естественного эксперимента — направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;
• метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;
• метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;
• биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;
• метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;
|
|
• метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте.
• метод наблюдения; в психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий.
• метод самонаблюдения; исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом,фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомога-тельный характер.
В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто
внешние, физические признаки.Весьма эффективным методом изучения личности является судеб-но-психологическая экспертиза.
Большинство преступлений, совершенных несовершенно-летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня-той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо-бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.
Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове-денческий тип подростка:
• Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия-ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни-чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю-щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро-вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.
• Реакция имитации. Проявляется в подражании определен-ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци-альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро-стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.
• Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.
• Реакция компенсации - восполнение неудач в одной обла-сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)
• Реакция гиперкомпенсации-- настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При-сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по-ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви-тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.).
• Реакция эмансипации -- стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле-ние -- отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
• Реакция группирования -- объединение в группы сверстни-ков. Подростковые группы отличаются одноплановостью, одно-родной направленностью, территориальной общностью, борь-бой за господство над своей территорией (во дворе, на своей Улице).