Пространство и время. В мире нет ничего кроме движущейся материи, и двигаться она не может иначе как в пространстве и времени

В мире нет ничего кроме движущейся материи, и двигаться она не может иначе как в пространстве и времени. Как пространство в философии трактовалось?

В Древней Греции рассматривается как вместилище, наполненное отдельными материальными предметами. То есть пространство и время отдельно от материальных предметов мыслилось. А время, как свободная длительность в космосе.

Беркли оценивал пространство и время, как формы субъективных переживаний. То есть они полностью зависят от человека.

Кант продолжает линию Беркли: пространство и время априорные, т.е. прирожденные до опыта данные человеку формы чувственного созерцания. Это формы чувственного восприятия. В каком-то смысле кант прав. Но он не прав, приписывая свойства человеку и отрывая их от материального мира.

Пространство и время это объективная форма бытия материи. Пространство обладает следующими свойствами:

1) Трёхмерность.

2) Обладает геометрическими свойствами

3) В пространстве можно вернутся назад

В целом пространство выражает порядок, равноудаление предметов в мире.

Время выражает последовательность продолжительность проистекания событий. Время одномерно. Течёт от прошлого через настоящее в будущее. И время необратимо. Естественнонаучные Эйнштейном отражены хорошо.

Лекция №11 16.12.2011

Рассматривая тему материи, дошли до момента характеристики социального пространства и социального времени. Сложилась система взглядов на социальное пространство исоциальное время

Социальное пространство – это особый тип пространственных отношений связанных с человеком и человеческой деятельностью.

Что относительно него можно сказать? Прежде всего, сюда относят пространство непосредственного обитания:

1) В первую очередь – это его жилище. Во вторую, это зоны хозяйственной деятельности. Зона собирательства, охоты рыболовства и земледелия. Земледелие – первая форма очеловечивания природы.

2) Различают термин естественной и вторичной природы. Посаженный сад, засеянное поле – это вторичные природы. Т.е. природные комплексы созданные руками человека.

3) Пространство, охватываемое человеческим разумом в зависимости от характера его мировоззрения. Мы, например, знаем, что ещё с древних времен существовало пространство табу. Человек вырастал с осознанием того, что в это место вход воспрещен по различным соображениям. Это способ ограничения пространства.

4) Религиозный человек делит пространство на божественное и естественное. Земной и божественный мир. Особенно у китайцев это интересно. В виде божества определяют небо.

5) имеет место тенденция к расширению социального пространства. К расширению его границ. Каким это путём идёт? Во-первых, всё больше осваивается и чуть ли невполне освоено пространство планеты Земля. В последнее десятилетие космос интенсивно осваиваем. Неслучайно Вернадский ввел понятие ноосферы. Как сферы освоенной человеческим разумом, которая представляет синтез естественной природы и созданной им вторичной природы. Тенденция к расширению границ природы растёт.

6) Расширяется не просто зона освоения. Но и пространства осмысленного человека. Если взять планеты Солнечной Системы, то ни естественная, ни искусственная рука дотянулась, но мысль уже туда дотянулась. А вот совсем недавно был найден вид материи. И какая-то единица, которая может рассматриваться как точка возникновения вселенной. Бозон Хиггса. То есть смыкаются и начинают взаимодействовать философская и естественнонаучная интерпретация того же пространства. Бесконечно оно или имеет своё начало в естественном отношении. Вот это уже вопрос выходящий за пределы социального пространства.

7) Социальное пространство не одинаково, не абсолютно синкретично, оно качественно различно в социальном отношении.

Не претендуем на исчерпывающую характеристику.

Теперь о социальном времени. Как его можно определить. Это мера изменчивости социальных процессов, исторически возникающих преобразований людей, т.е. время, связанное с человеческой деятельностью. Отсюда. Первое, что надо сказать – социальное время исторически необратимо. Нельзя переиграть историю. Нельзя в социальном отношении вернуться к прошлому. Это можно сделать только в сознании. С другой стороны в социальном отношении мы можем опережать время в своём сознании. С этим связано прогнозирование предвидение тенденций. Мы мысленно можем время обгонять, и, тем самым, ставить перед собой определённые социальные задачи. Идея воплощается в действительность. Второй момент. Социальное время в отличие от природного времени кот бесконечно имеет точку отсчёта, свою систему временных координат, и устанавливается эта система самим человеком. Ну, например, христиане ведут летоисчисление от рождества христова. У мусульман другое, и иудеев другое.

Третье. Социальное время обладает определённой цикличностью. Это связано с одной стороны с природными циклами, а с другой стороны с цикличностью определённых социальных событий. Неслучайно в социальной философии существуют концепции, сформулированные Тойнби Шпенглером. Мысль о цивилизации и каждая цивилизация рассматривается как определённый временной промежуток существования тойили иной нации. Зарождение развитие расцвет гибель. Идёт процесс смены. Но цикл, который проходит цивилизация, отмечен. Мы даже говорим о цикличности экономических кризисов. О временах научной революции. О моментах стагнации общества. Не нужно всё под троичную схему Гегеля подгонять. Но такая цикличность существует

Следующий момент. Социальное время социально индивидуально. Оно индивидуально в восприятии прошлого, настоящего, в его оценке. Это не значит, что в разные исторические периоды оно течёт по-разному. Оно течет одинаково. Но в человеческой оценке время субъективно. Есть анекдот про чукчу. Чукча тебе при Сталине или при Абрамовиче живёт? Чукча подумал и сказал что при Сталине. Ему спрашивают. Тебя ж мучали водкой поили. А тут цивилизация пришла. А почему? При Сталине чукча был молодой. Его девушки любили, он девушек любил.

Возникает порой разрыв в оценке. Почему это так? Не потому что молодые недоумки, а старые очень умные. А потому что молодые живут в реальном времени. О прошлом они знают только по рассказа и оценкам, которые порой бывают очень противоречивы поэтому оценка времени весьма зависит от субъективного положения. Время индивидуально.

Последнее. Историческое время характеризуется неравномерностью с точки зрения наполненности событиями, плотностью событиями. Есть небольшое в хронологическом отношении промежутке времени, в которое история спрессована. Революции, крутые повороты. А есть годы, десятилетия плавного течения жизни, когда значительных событий не происходит. Когда господствуют события, а не инновации. В нашей стране мы всегда жили будущим. Вот в Китае всегда люди жили традицией. Или американцы, которые живут сегодня. А есть русские. Чернышевский: «Будущее светло и прекрасно. Стремитесь к нему возноситесь к нему». У нас всегда футурологический подход. Нам жилось плохо. А моим детям пусть будет лучше. Подход этот у нас сейчас уходит и ориентация на сегодняшний день сейчас преобладает.

Нужно ещё отмечать, что есть философские представления о пространстве, а есть естественнонаучные взгляды вот одно с другим путать не следует. ЕН взгляды постоянно меняются. Картина мира постоянно меняется. Фил – прва и время есть формы существования движущейся материи. Материальное и временное бытие нерасторжимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: