Методы исследования. Диалектический метод:принципиальное положение которого включение практики в теорию познания

Диалектический метод: принципиальное положение которого включение практики в теорию познания.

Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества.

Системный метод: закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений.

Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны).

ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице объема или массы, которые при ежедневном воздействии на живые организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий.

ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами развития.

ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны.

Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами развития предприятия-загрязнителя, в пределах которой ПДВ снижается ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается.

Метод экономико-математического моделирования: представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды.

Картографический метод: выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека.

Космические методы: космич.съемка, наблюдение.

4.Основные функции и задачи:

1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации;

2.Координирующая – сбалансирование важ-нейших пропорций впотреблении природн. ресурсов и согласование производственных интересов природопольз-лей с экологичес-ми интересами об-ва;

3.Стимулирующая-активизация природоохранной деят-ти, субъектов хоз-я и об-ва в целом.

Задачи:

1.Разработка стратег-х направлений, ресурсо-сберег-го развития эк-ки и экол-й пол-ки;

2.Формир-е сис-мы госуд-го регулир-я, прогнозир-я и контроля природоохр-й деят-ти.

3.Разработка экон-го, финансо-кредитного механизма охраны окруж-й среды и эффект-го природоп-я с применением рыночных рычагов.

4.Опред-е путей и методов повыш-я эффект-ти использ-я вторичных ресурсов, снижение материала и энергоемкости пр-ва в целях смягчения возд-я на окруж-ю среду.

5. Теоретич-е обоснов-е и выработка методич-х подходов определения экономич-х показателей природоох-й деят-ти производств-х объектов и степени их возд-я на окруж-ю среду.

Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.

5.Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»

Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе произв-ва, но оказывают влияние на жизнедеят-сть людей.

Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уравне развития производственных сил могут быть использованы в процессе производства, в кач-ве предмета потребления или ср-в производства, составляя его сырьевую или энергетич. базу.

Ресурсы, с помощью кот. человек воздействует на природу или кот. приспосабливает для собственного потребления называют средства труда (СрТ).

В Ср Т выступает земля, как место, на кот. происходит процесс труда, как кладовая различ. полезных ископаемых и носительница опред-х естеств-х свойств и энергии.

Предметы труда - это природные материалы, кот. в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму.

По мере совершенствования произв-х сил все больше природных условий стан-ся прир. рес-ми, вовлекаемыми человеком в процесс произв-ва.

Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов явл.: 1)уровень изученности;2)тех. возможность; 3)экон-ая целесообразность. В 17 в. чел. использовал ок. 30 хим. эл., в 19 в. – 50, в нач. 20 в. – более 60, в нач. 21 в – белее 90.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: