Сисема платного природопользования в РБ, ее эффективность

Центральным звеном эк.механизма природопользования на соврем.этапе явл. с-ма платности природопользования. Такая с-ма должна эк.стимулир-ть природоохр-ую деят-ть предприятий и обеспечивать формирование централиз-ых, местных или республ-их, источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов.

С-ма платности выполняет 2 функции:1) стимулирующую; 2) фискальную.

Экол.платежи позволяют решать сл. задачи:1) обеспечить учет природного фактора в составе производств.затрат в доходах и расходах пред-ий региона,где нах-ся или исп-ся прир.ресурсы. 2) согласовать интересы пред-ий,сферы природоп-ния и потреб-ией естеств.ресурсов между собой,а также с интересами нар.хоз-ва в целом. 3) обеспечить изъятие дифференц.доходов рентного происхождения и невилировать(сглаживать) воздействие случайного фактора на рез.производств.деят-ти пред-ия. 4) отразить специфику процесса природопол-ния при организации взаимоотношений пред-ий с управляющими звеньями, кред.-фин.с-мой республ-им и местным бюджетом. 5) компенсировать ущерб владельцу прир. ресурсов при изъятии последних из сферы традиц.исп-ния или ухудшения их кач-ва. Хотя бы частично возместить ущерб рецепиентам от загрязнения и истощения окр.среды.

В РБ с-ма платного природопол-ния вкл.сл. платежи:1) платежи за прир.ресурсы; 2) платежи за выбросы,сбросы загрязняющих вещ-в; 3) платежи за размещение отходов; 4) компенсационные выплаты по возмещению ущербов.

Законом «О внесении изменений и дополнений в закон РБ о налоге за пользование прир.ресурсами»(экол.налог) от 01.12.1994г. были ужесточены существовавшие ранее ставки налога за сверхлимитное природопол-ние. С начала 1995г. за превышение установленных объемов, добычу прир.ресурсов налог взымается в 10-кратном размере, а за выбросы, сбросы загрязняющих вещ-в сверх установленных лимитов в 15-кратном размере. Внесенные суммы налога за природопол-ние в пределах установлен. лимитов относятся на издержки пр-ва, т.е. вкл-ся в себестоимость продукции, а сверх установл. лимитов изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопол-ля. Т.к. в случае превышения лимитов налог изымается из прибыли предприятия, то такое ужесточении служит стимулом к соблюдению природоохрн.норм, снижению природоемкости пр-ва.

Ставки налога и лимиты добываемых прир.ресурсов, а также допустимых выбросов в окр.среду определены в соответствии с научнообоснованными, установленными нормативами. В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» в редакции 2000г. предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах(полигонах и тер-риях опр-ых предприятий) с дифференциацией зависимости от таксичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на спец.полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива. За самовольное размещение отходов в несанкц.местах или с нарушением сан.норм и эколог.требований, а также за сжигание их с целью сокрытия – штраф в 10-кратном размере. Закон «Об охране окр.среды» принят в 1992г., новая редакция 2002г.

Недостатки с-мы платности природопол-ния в РБ:1) для повышения эффективности эколог.налога необходима более гибкая с-ма пересмотра ставок; 2) слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов в силу невысоких ставок эколог.налога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: