Философия Спинозы

Соотношение свободы и права (классическая и неклассическая ФП).

Предмет философии права, его соотношение с теорией государства и права.

Течение шизофрении

Несколько вариантов: непрерывное (непрерывно-прогредиентная), приступообразное (рекуррентная), шубообразное (есть приступ и между приступами возрастает дефект; приступообразно-?)

В дореволюционной России ФП и ТГП были обязательными академическими дисциплинами в юридическом образовании. Уже тогда ученые анализировали их соотношение. После революции 1917 года, ФП была ликвидирована как учебная дисциплина, и только в 90-х годах ХХ века, в результате перестройки, ФП вернулась в юридическую науку и образование.

Соотношение ФП и ТГП:

ТГП ФП
ТГП – генерализующая (обобщающая) юридическая дисциплина, которая говорит о праве на языке самого права (на языке правовых категорий, но могут привлекаться понятия и термины из ФП). ФП – также генерализующая юридико-философская дисциплина, которая говорит о праве на языке философии (единого философского языка не существует, т.к. в разных философских учениях, направлениях, школах разные панетийные аппараты; есть язык позитивизма, язык психоаналитической философии, язык марксизма. Еще в советские времена известный правовед Туманов – один из первых председателей КС – рассматривал влияние различных философских дискурсов[1] на правовое мышление).
ТГП достаточно тесно связано с определенной правовой системой/семьей (в разных правовых национальных системах, в различных правовых семьях тоже есть различия в терминах, лексиконе. Например, во французской правовой системе «частное» и «публичное» право различаются по другому признаку нежели в российской правовой системе. Во Франции – по юрисдикции, в РФ – по тому, чьи интересы обслуживают). ФП стоит выше различий между правовыми системами, правовыми семьями, поэтому может служить методологическим основанием для сравнения правоведения, для юридической герменевтики – науки о толковании в праве, для юридической антропологии.

Предмет ФП современные ученые определяют, выделяя различные аспекты:

1) Алексеев С. С.: «Предмет ФП – это роль права для человека»;

2) Нерсисянс В. С.: «Предмет ФП – это соотношение закона и права»;

3) Грибакин А.В.: «Предмет ФП – человек в сфере права»;

4) Ершов Е. Г.: «Предмет ФП – это гносеологические, социальные и ценностные основания права»;

5) Малинова И. П.: «Предмет ФП – это философские основания правового мышления, правосознание».

У Канта сократическая традиция.

С точки зрения классической ФП, свободным является только поступок, основанный на разуме, а идеалом свободного человека – человек, руководствующийся разумом. Эти мысли Канта разделяли Гегель, Фихте и русские представители серебряного века.

В юриспруденции ХХ века всегда сохранялась альтернатива классической и неклассической ФП:

· К числу неклассических философских направлений, оказавших существенное влияние на мировую юриспруденцию, относится позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, постструктурализм и т. д.

· С точки зрения постструктурализма. Свободным является только поступок, основанный на безумии, а идеалом свободного человека является шиз, шизоид, шизофреник. Неклассическая традиция идет от Ницше.

Логика рассуждения постструктурализма такова:

1) Кроме институциональных форм власти, существуют неинституиональные – это власть языка над мышлением людей, об этой репрессивной функции языка говорил Ницше: властвующие субъекты узурпируют право давать имена вещам и явлениям – за счет этого они манипулируют мышлением, сознанием индивидов и масс.

2) В этой логике для того, чтобы избавиться от репрессивной функции языка нужно «сойти с ума». Другими словам, только шиз, шизоид, шизофреник имеет возможность якобы быть свободным.

3) Таким образом, если человек имеет право на свободу, то тем самым он имеет право на девиантное поведение.

4) Ни в одной правовой системе не существует четкого разграничения на девиантное и деликтное поведение. Поэтому концепция постструктурализма является провакационной.

5) Критика данной концепции: бред шиза всегда утрирует язык его эпохи, поэтому шизоид в принципе не может освободиться от власти языка. И, наоборот, только образованный человек может быть защищен от манипуляции с его сознанием.

(см. лекции 1 курса).

4. Кант – основоположник новоевропейской ФП (1724-1804).

И. Кант в работах 90-х годов XVIII века закладывает основы новоевропейской философии и права. Он творчески развивает идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы.

Кант, ссылаясь на идеи Сократа, изложенные Платоном в работах «Законы», «О государстве» пишет о том, что первообразами права являются:

1) Принцип паритета свободных воль (его составляющей является принцип равенства всех перед законом).

2) Основное условие свободы – это подчинение закону (свобода через подчинение закону).

Современная доктрина прав человека с точки зрения этих принципов является политической, потому что правам граждан не корреспондированы обязанности. Следовательно, классическая ФП может выступать методологическим основанием для совершенствования доктрины прав человека, для прекращения злоупотребления нормами о правах человека со стороны тоталитарных сект, «бизнесменов», занимающихся порочными промыслами и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: