Основная. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)

Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье). Естествознание и научно-технический прогресс

Человек в биосфере

Биосфера

Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы)

Биосфера и человек

Лекция №9

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

6. Биосфера и человек

6.1. Экосистемы

6.2. Биосфера

6.3. Человек в биосфере

6.4. Глобальный экологический кризис. Естествознание и научно-технический прогресс

Понятия об экосистеме и биогеоценозе
Элементы экосистем (биотоп, биоценоз)
Биотическая структура экосистем: продуценты, консументы, редуценты

Виды природных экосистем (озеро, лес, пустыня, тундра,.., океан, биосфера)
Пищевые (трофические) цепи, пирамиды

Энергетические потоки в экосистемах, правило 10%
Экологические факторы: биотические и абиотические факторы, антропогенные факторы Формы биотических отношений (хищник-жертва, паразитизм, нейтрализм)

Толерантность, пределы толерантности

Среда обитания и экологическая ниша

Понятие о биосфере

Вещество: живое, косное, биокосное, биогенное

Системные свойства биосферы: постоянство массы живого вещества в ходе геологических периодов

Системные свойства биосферы: постоянство числа видов на протяжении геологических периодов

Геохимические функции живого вещества:

- газовая

- концентрационная

- деструктивная

- средообразующая

- энергетическая

Биогенная миграция атомов химических элементов

Биогеохимические принципы миграции: стремление к максимуму проявления

Биогеохимические принципы миграции: эволюция видов, увеличивающих биогенную миграцию

Антропогенез

Палеонтология

Приматы

Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников (стадиальная концепция): протоантропы (австралопитеки), архантропы, палеоантропы, неоантропы

Виды:

– Человек умелый (Homo habilis),

– Человек прямоходящий (Homo erectus)

– Человек разумный (Homo sapiens)

Характерные особенности человека: трудовая деятельность, использование огня, развитие речи, способность к абстрактному мышлению, наличие фонда социальной и культурной информации

Возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн)

Неолитическая революция

Экологические последствия неолитической революции

Коэволюция

Загрязнение окружающей среды:

- ингредиентное

- физическое (или параметрическое)

- деструктивное
Индикаторы глобального экологического кризиса:

- усиление парникового эффекта

- проблема озонового слоя

- деградация лесных, земельных, водных ресурсов

- снижение биоразнообразия

Понятие ноосферы как этапа развития биосферы при разумном регулировании отношений человека и природы

Устойчивое развитие как компромисс между стремлением человечества удовлетворять свои потребности и необходимостью сохранения биосферы для будущих поколений

Список рекомендуемой литературы: / 1-6, 11 /

Контрольные задания и вопросы:

1. Введите понятия экосистемы и биогеоценоза.

2. Какова биотическая структура экосистем?

3. Рассмотрите виды природных экосистем. Каковы энергетические потоки в экосистемах?

4. Что понимают под экологическими факторами, формами биотических отношений?

5. Введите понятие биосферы (её вещество, системные свойства)

6. Каковы геохимические функции живого вещества?

7. В чём заключаются биогеохимические принципы миграции?

8. Каковы основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников?

9. Каковы характерные особенности человека?

10. В чем смысл неолитической эволюции?

11. Каковы основные признаки глобального экологического кризиса?

12. Введите понятие ноосферы.

13. Каковы пути устойчивого развития человечества?

Основная и дополнительная литература

1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие/ В.В.Горбачев. – М.: ОНИКС, 2008. – 704 с. и далее

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Т.Я.Дубнищева. 10-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 608 с. и далее

3. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Н.М.Кожевников. – СПб.: Лань, 2009. – 384 с. и далее

4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: учеб. пособие / В.В.Горбачев, Н.П.Калашников, Н.М.Кожевников. – СПб.: Лань, 2010. – 208 с.

5. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2006. – 262с и далее

6. Никитенко В.А., Прунцев А.П. Концепции современного естествознания. Конспект лекций / В.А. Никитенко, А.П.Прунцев. – М.: ЮИ МИИТ, 2002. – 208с. и далее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: