Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье). Естествознание и научно-технический прогресс
Человек в биосфере
Биосфера
Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы)
Биосфера и человек
Лекция №9
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
6. Биосфера и человек
6.1. Экосистемы
6.2. Биосфера
6.3. Человек в биосфере
6.4. Глобальный экологический кризис. Естествознание и научно-технический прогресс
Понятия об экосистеме и биогеоценозе
Элементы экосистем (биотоп, биоценоз)
Биотическая структура экосистем: продуценты, консументы, редуценты
Виды природных экосистем (озеро, лес, пустыня, тундра,.., океан, биосфера)
Пищевые (трофические) цепи, пирамиды
Энергетические потоки в экосистемах, правило 10%
Экологические факторы: биотические и абиотические факторы, антропогенные факторы Формы биотических отношений (хищник-жертва, паразитизм, нейтрализм)
|
|
Толерантность, пределы толерантности
Среда обитания и экологическая ниша
Понятие о биосфере
Вещество: живое, косное, биокосное, биогенное
Системные свойства биосферы: постоянство массы живого вещества в ходе геологических периодов
Системные свойства биосферы: постоянство числа видов на протяжении геологических периодов
Геохимические функции живого вещества:
- газовая
- концентрационная
- деструктивная
- средообразующая
- энергетическая
Биогенная миграция атомов химических элементов
Биогеохимические принципы миграции: стремление к максимуму проявления
Биогеохимические принципы миграции: эволюция видов, увеличивающих биогенную миграцию
Антропогенез
Палеонтология
Приматы
Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников (стадиальная концепция): протоантропы (австралопитеки), архантропы, палеоантропы, неоантропы
Виды:
– Человек умелый (Homo habilis),
– Человек прямоходящий (Homo erectus)
– Человек разумный (Homo sapiens)
Характерные особенности человека: трудовая деятельность, использование огня, развитие речи, способность к абстрактному мышлению, наличие фонда социальной и культурной информации
Возрастание роли социальных эволюционных факторов (передача накопленных знаний, технологий, традиций) и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн)
Неолитическая революция
Экологические последствия неолитической революции
Коэволюция
Загрязнение окружающей среды:
- ингредиентное
- физическое (или параметрическое)
- деструктивное
Индикаторы глобального экологического кризиса:
|
|
- усиление парникового эффекта
- проблема озонового слоя
- деградация лесных, земельных, водных ресурсов
- снижение биоразнообразия
Понятие ноосферы как этапа развития биосферы при разумном регулировании отношений человека и природы
Устойчивое развитие как компромисс между стремлением человечества удовлетворять свои потребности и необходимостью сохранения биосферы для будущих поколений
Список рекомендуемой литературы: / 1-6, 11 /
Контрольные задания и вопросы:
1. Введите понятия экосистемы и биогеоценоза.
2. Какова биотическая структура экосистем?
3. Рассмотрите виды природных экосистем. Каковы энергетические потоки в экосистемах?
4. Что понимают под экологическими факторами, формами биотических отношений?
5. Введите понятие биосферы (её вещество, системные свойства)
6. Каковы геохимические функции живого вещества?
7. В чём заключаются биогеохимические принципы миграции?
8. Каковы основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников?
9. Каковы характерные особенности человека?
10. В чем смысл неолитической эволюции?
11. Каковы основные признаки глобального экологического кризиса?
12. Введите понятие ноосферы.
13. Каковы пути устойчивого развития человечества?
Основная и дополнительная литература
1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие/ В.В.Горбачев. – М.: ОНИКС, 2008. – 704 с. и далее
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Т.Я.Дубнищева. 10-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 608 с. и далее
3. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Н.М.Кожевников. – СПб.: Лань, 2009. – 384 с. и далее
4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: учеб. пособие / В.В.Горбачев, Н.П.Калашников, Н.М.Кожевников. – СПб.: Лань, 2010. – 208 с.
5. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2006. – 262с и далее
6. Никитенко В.А., Прунцев А.П. Концепции современного естествознания. Конспект лекций / В.А. Никитенко, А.П.Прунцев. – М.: ЮИ МИИТ, 2002. – 208с. и далее