Особенности государства и права в странах Средневекового Востока. Арабский халифат.
Лекция №12.
30.03.11
1. Особенности государства и права в странах средневекового востока.
2. Арабский халифат: общественный и государственный строй.
3. Характерные черты мусульманского права
Если применительно к Западной Европе период Средних веков начинается в 476 году, то аналогичный рубеж в странах Востока выделить не удается. Поэтому Средневековье в странах Востока условно начинают с 6-7 вв., когда Арабская, Китайская и Индийская цивилизации значительно расширили зоны своего влияния. Окончание Средних веков (верхняя граница) тоже условно относят к 17 в., когда страны Востока стали колониями.
По сравнению с Западными странами на Востоке отстает развитие промышленности и товарно-денежных отношений.
Основные черты государства на Востоке в Средние века:
1. Замедленный характер развития.
2. Многоукладность экономики (одновременное существование элементов разных формаций: и первобытнообщинной, и феодальной, и капиталистической).
|
|
3. Преобладание государственной формы собственности на землю и длительное сохранение ведущей роли общины.
4. Государственное сдерживание развития частной собственности и товарно-денежных отношений.
5. Меньшая степень личной зависимости крестьян от феодалов, по сравнению с Западной Европой. Крестьяне не прикреплялись к Земле.
6. Зависимое положение крестьян на Востоке определялось их обязанностью уплачивать налоги государству.
7. Господствующий класс в странах Востока – это само государство в лице чиновничье-бюрократического аппарата.
8. В странах Востока не было смены форм феодального государства. Там существовала только абсолютная монархия.
9. Особое положение Восточного города, где не сформировалось городское сословие и не сложилось городское право, т.к. горожане тоже платили налоги, и их правовое положение почти ничем не отличалось от крестьян.
10. Большое влияние религии на развитие государства.
Основные черты права Средневекового Востока:
1. Консерватизм.
2. Традиционализм.
3. Неразвитый институт частной собственности.
4. Тесная связь права с религией (с исламом, индуизмом, конфуцианством).
5. Специфика источников права: в мусульманских странах – это Коран, в Индии – Дхармашастра, в Китае – императорские указы.
6. Юридическое закрепление классового и сословного неравенства.
Арабский халифат сложился в 7 веке н.э. в результате объединения Семицких племен арабов, центром расселения которых был Аравийский полуостров. В переводе арабы – кочевники. Они занимались скотоводством, сопровождали торговые караваны из Византии в Индию.
|
|
В 7 веке происходят два события, которые коренным образом поменяли жизнь этих племен:
1. Караванные пути передвигаются на север.
2. Демографический взрыв.
=> Встает вопрос о завоевании новых земель. Но препятствием к этому стало разрозненность племен. У них было многобожие (у каждого племени свой Бог), они были язычниками и враждовали между собой. Средством объединения стала новая религия – Ислам. Ислам в переводе означает «покорность». Ее основание связывают с Мухаммедом (570-632 гг.). Он был сиротой, пастухом, происходил из очень бедной семьи. После женитьбы на богатой вдове, которая была его старше, занялся размышлениями. И на него снизошло откровение. Это Божественное откровение записано в священной книге Коран («Чтение»). Основная идеи Корана – Бог един.
Главой Арабов стал Мухаммед.
Идеи раннего Ислама:
1. Идея социальной справедливости;
2. Запрет ростовщичества;
3. Освобождение рабов и честность в торговле.
С этими идеями он выступает в городе Мекка. 622 г. Мухаммед из Мекки бежит в Медину (событие носит название хиджра), его преследуют. С этого года начинается мусульманское летоисчисление. Именно в Медине построена первая мечеть и складывается культ ислама.
Возникает идея священной войны, потому что нужны были новые территории. Начинается арабская война и завоевание соседних государств. В течение 8 века арабы завоевали:
§ Египет,
§ Ливия,
§ Северная Африка (Марокко, Тунис и т.д.),
§ Ближний Восток,
§ Персия,
§ Пиренейский полуостров,
§ И т.д. (доходят до Кавказа).
Арабы были остановлены в 732 году франкским королем в битве при Пуатье.
Арабский халифат – пример теократического государства. Это монархия, где глава государства обладает высшей светской и религиозной властью.