Філософія епохи відродження, її провідні риси

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Для Возрождения характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:

методы экспериментально - математического исследования природы; В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию.

Формулировка научных законов природы (Галилей в механике).

В№28

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Для Возрождения характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:

1) методы экспериментально - математического исследования природы; В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию.

3) Формулировка научных законов природы (Галилей в механике).

В№29

Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате "Государь" дает советы парвителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях. При этом утверждение независимости государственных форм общественной жизни от церкви, поиски способов выражения народной воли (еще Бодэн и Можевский). Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

В№30

Наиболее известными из трактатов Макиавелли: «Заметки о первых десяти книгах Тита Ли­вия», «Правитель», посвященный «возвышенному» Лоренцо Медичи;

Центральное место в философии Макиавелли за­нимает идея постоянного коловращения как резуль­тата влияния «фортуны» (судьбы, счастья), пред­ставляющего необходимый естественный ход вещей, имеющего «божественный» характер. Необходимость он понимает не фаталистически—люди могут исполь­зовать «фортуну» и достичь успеха; это зависит от того, как они ее приспособят и как смогут ей противо-" стоять. Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика лишь автоном­ная сторона человеческой деятельности, она явля­ется воплощением свободной человеческой воли в рам­ках необходимости («фортуны»). Политику определя­ют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Политическая теория Макиавелли имела актуаль­ное значение, а именно стать руководством для спо­собного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от влия­ния приходящего в упадок папства. Тот, кто встал на пути «судьбы», должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не дол­жен быть связан никакими априорными схемами, пра­вовыми предписаниями, религией или своим собствен­ным словом. Он должен руководствоваться строго ана­лизированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как обще­ственный деятель должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихийным движением человече­ского поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней — человек не может слепо полагаться на «божественное провидение», на спасе­ние, но должен сам стать лицом к лицу с действи­тельностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли помещает в основу своих социально-по­литических представлений. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по от­ношению к реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.

Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства».

В№31

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и но­вого содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового

Если - окончательное расхождение мышления Ре­нессанса и его философии с томистски - схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значи­тельной мере уже «осознанных» интересов и взгля­дов.

Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрения нарождающегося класса —.буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем (приблизительно в последние годы XVI и в первой половине XVII в.) является временем постепенной стагнации экономиче­ского расцвета итальянских городов, а центр эконо­мического развития постепенно перемещается в Анг­лию, Голландию и частично во Францию.

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. в Нидерландах Испания представ­ляла собой ненасыщаемый рынок для нидерландских товаров. Это было большим стимулом для роста мануфактурного производства. С раз­витием производства формируются новые обществен­ные отношения и одновременно обостряются противо­речия между Нидерландами и Испанией. В 1609 г. произошла первая буржуазной революцией в Европе.

Во второй половине XV в. державой первостепенного значения становится и Англия. Во время правле­ния Елизаветы I (1558—1603) в Англии заметно раз­виваются как ремесленное производство, так и торговля. Англия становится значи­тельной колониальной и торговой державой. Все это ведет к быстрому развитию мануфактурного произ­водства, которое основывается на наемном труде. Главным процессом происходящй в то время было перво­начального накопления капитала.

Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественый к ориентации на действительное познание мир в частности природы, к ориентации на познание, которое бы ориентироалось на научные методы.

В№32

Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. Высш. задачей ф. Б. считал завоевание прир. и соверш-е чел. жизни. Б. остаивал познаваемость прир., считал, что этот вопр. реш. не спорами, а опытом. Заблуждения, кот. засоряют созн-е. 4 вида забл.: идолы (ложн. образы). И. рода: ведут к ложн. предст. о мире и явл. следствием огранич-сти чел. ума, органов чувств. И. пещеры: ложное воприятие дейст-сти отд. людей или индив. заблужд-е. Кажд. ч-к им. внутр. субъ. мир (пещеру), кот. искаж. его сужд-я о явл. мира. И. рынка: ложн. понятия, кот. порождены неправ. употр. слов. В одинак. слова люди часто вклад. разл. поним-е, что затрудн. познание вещей прир. И. театра: неправ. предст-е о мире, возн. на осн. некритич. усовения ф. взглядов и систем. Эти предст-я изобр. вымышл. карт. мира, а не действит. прир. вещей. Источник чел. знания - чувств. опыт. Важность опытн. иссл-я, восход. от единичн. явл. и прост. умозакл. к общим полож. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд. фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их системат. и классиф.; 3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных, кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., сл.судить о явл. природы следует лишь на осн. опыта. Б. тж. считал, что позн-е должно стрем. к раскрытию внутр. прич.-сл- связей и законов прир путем обраб. данных орг. чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го. Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод.

В№36

Дж. Беркли (1685-1753) Беркли считает, что нам не даны причины вещей, а только чувственные качества: Цвет, звук, и т.д. И саим вещи отождествляются с чувственными качествами предметов и реальных вещей-это их восприятие человеком. Беркли аргументирует несостоятельность человеческих суждений об окружающем мире следующим примером(Если у вас одна рука холодная, а другая гарючая, то при опускании ихъ в теплую воду одна чувствует холод, а другая тепло, хотя вода не может быть теплой и холодной одновременно. Беркли утверждает, что все, что непосредственно воспринимается-это идея, телесная же субстанция-суть химера, а идея не может существовать вне ума. Таким образом вещи-совокупность чувственных качеств, которые воспринимаются субъектом. Мир-совокупность ощущений. На возражение, что в таком случае дерево перестоло бы существовать еслибы никто на него не смотрел Беркли отвечал, что Бог усегда воспринимает все. Таким образом мир существует благодаря постоянному восприятию его Богом. Однако тезис «существовать значит быть воспринимаемым» не распространяется на понятие души, т.е. Беркли признает существование духовной субстанции.

Д. Юм(1711-1776). Различение идей и впечатлений. Это два вида восприятия. Идея-образы впечатления. Простые идеи происходят от простых впечатлений. Сложные идеи это соединения простых идей. Общие имена сами по себе единичны: несуществует человека вообще, существует только конкретный человек. Юм говорит, что субстанции не существует. Но нет не только материальной субстанции, нет и духовной. Нет впечатлений самого себя. «Я» не воспринимается человеком, поэтому мы не можем иметь о нем никакой идеи. «Я»-совокупность идей выводимых из восприятия. «Я» является не новой вещью, а потому употреблять понятие субстанции излишне. Юм различает 7 видов философских отношений: сходства, тождества, отношение времени и места, количественное отношения, отношение противоречия, степени качества, причинность. Эти отношения он делит на 2 вида, такие которые зависят только от идей и такие которые могут быть изменены без всякого изменения в идее. Отношения второго вида дают вероятностные знания(тождества, причинности, пространства и времени). Но только причинночтные отношения заставляют разум выйти за пределы того, что представлено чувством, т.е. впечатление причинностного отношения не существует. Т.обр. с точки зрения Юма утверждать, что все должно иметь причину своего существования не является интуитивно достоверным. Таким образом Юм приходит к выводу, что когда мы говорим, что А является причиной Б, то мы имеем ввиду, что А И Б постоянно появляются вместе, но это не означает, что существует какая то необходимая связь между ними. И часто повторяющиеся совпадения не дают основания считать, что они будут совпадать и дальше.

В №37

Фил. работы Д. посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д. придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл. соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Совершенной субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д. - мышление, а не бытие, в физике и физиологии Д. материя является единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д. наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр. часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух., тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и учение о методе Д. Разум - главн. и единств. источник знаний. Д. считал, что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Дедукция - единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.” Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, познание роисходит через чувства. Познание мира без чувств не возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно. В познании гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям. Это утверждение рац-ма. Разум неизбежно достигнет ист. знания, если будет исх. из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила: 1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания; 3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей; 4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с помощью дедукт. метода можно логич. вывести все знания о мире. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

В№38

В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позния. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. С. определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей, Бог С. - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Кузанского. Пантеизм С. есть шаг на пути к материализму. Мышление и протяжение, согласно С., - атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы субстанции. У С.: все явления в физическом мире, будучи модусами атри6ута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей соотв. порядку и связи вещей: и те, и другие суть, только следствия божеств. сущности. Отсуда вытекают спинозовские определение души как идеи человеческого тела. Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной необходимости и чел. воля ничего не в состоянии здесь изменить. С. вообще не признает такой способности, как воля: единичная чел. душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно С., “воля и разум - одно и то же”. Человек может только постигать ход мирового прогресса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.

В№39

Лейбниц: (1646-1716)

Мир Лейбниц делит на умапостигаемый, т.е.мир- истинно сущесвует, и мир чувственых вещей, т.е.феноменальный. реальны мир состоит из безчисленого количества психич.субстанций которые называются монадами (означает еденица). Монада находится в отношении предустановленой гормонии, т.е.существует взаимо-однозначное соответствие мужду монадами).Эта гармония устанавливается Богом и благодаря ей монады которые не могут влиять друг на друга тем не менее развивают полное соответствие с развитием другой и с развитием мира. Главное свойство монад-спрособность к действию и способность отражать. Такая деятельность монад представляет собой развертывание заложеного в монаде плана «полного индивидуального понятия». Этот план был мыслим Богом перед сотворением монады.Монады представляют собой иерархию где в основе иерархий находятся монеады которые отражают мир пасивно,на вершине пирамиды находятся монады человеческой души, которая обладают свойством отражать собственное мышление т.е. самосознание. Именно поэтому Лейбниц считает что человеку свойственно врожденная способность познавать ряд идей: бытие, всеобщее, необходимое, законы логики, математические истины и т.д. Трем основным законам логики Аристотеля Лейбниц добавил 4: достаточного основания.

В № 40

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, был И.Кант (1724-1804). Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

В своем учении о познании Кант большое место отвадил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте и Ф. Шеллинг. Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе – в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалестической основе он развил учение о законах и категориях диалектики. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) – крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Природа – основа духа К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

В№41

Критическая философия К.называется трансцендентальным идеализмом. Теория познания «критика чистого разума» содержит 2 раздела. Трансцендентальная этика-учение о чувственности и 2- трансцендентальная логика, т.е. учение об интеллекте. Логика делится на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Аналитика исследует познание расудком, а в диалектике познание разумом. Способность познания: чувственное познание-математическое, 2-рассудком-естествознание, разумом-философия. Априорий-знание предшествующее опыту. Аналитическое суждение-абсолютно истинные тафтологии. Синтетические понятия-предложения с фактической модальностью.

Познание начинается с того, что вещи в себе действуют на органы чувств и вызывают у нас ощущения. Вещи непознаваемы, но эмпирическое знание о вещах может безгранично расширяться и углубляться, хотя это нас не приближает к познанию вещей. Тогда встает вопрос об источниках границ нашего знания, которые К. формулирует как вопрос о возможном существовании априорно-синтетических суждений. Априорное суждение имеет абсолютную достоверность, опыт же, в силу своей индуктивности никогда не может быть закончен. Т.обр. априорно-синтетическое суждение должно быть таким, которое хочет и может быть извлечено из опыта, когда оно известно, но имеет иную основу чем опыт. В математике, с точки зрения К. используется априорная форма чувственности: внутренние и внешние. Пространство-априорная форма внешнего чувства. Время-априорная форма внутреннего чувства. Т.обр. благодаря априорным формам чувственности возможны математические истины, обладающие абсолютною достоверностью. В естествознании условные априорно-синтетические суждения являются наличием 12 категорий. Кол-во(единств, множественность и общность), качество(реальность, отрицание, ограничение), отношение(субстанциальность и случайность, причина и действие, взаимодействие), модальность(возможность существование и необходимость). Для того чтобы возникла подлинное знание необходим синтез форм: чувственной с категориями.

В№42

В диалектике К. рассматривает три априорные идеи(идеи души, мира, Бога), которые выражают особое назначение разума как принципа систематического единства рассудочной деятельности. Если разум размышляет об этих идеях как о самостоятельно существующем предмете, то гон приходит к противоречиям: 1-паралогизм, 2-антиномии, 3-противоречия идеального разума. Наиболее известная часть диалектики- описание антиномий. Антитномия-противоречий. Каждая антиномия состоит из 2 х предложений.

1.Мир имеет начало или границу во времени и пространстве. Мир бесконечен.

2.Все в мире состоит из простого. Все сложно.

3.В мире существуют свободные причины. Нет свободы, есть только необходимость.

4.В ряду мировых причин есть некоторое необходимое существо. В этом ряду нет ничего необходимого, есть только случайность.

Каждое положение любой антиномии не может быть не доказано нии опровергнуто, т.к.

Эти идеи задаются «не предметом, не опытом, а только правилами разума ради его самоудовлетворения. И все эти вопросы могут быть решены лишь одним указанием на то, чт они суть принципа, служащего для приведения нашей рассудочной деятельности к совершенной ясности, полноте и синтетическому единству, а потому имеет значение для опыта и его в целом». Трансцендентальные идеи выражают особое назначение разума как принципа системаического единства рассудочной деятельности. Если же принимать это единство за единство позноваемого объекта, делая его из регулятивного конститутивным, то это просто недоразумение.

№43

Практическое применение разума рассматривается К. в «Критике практического разума». Здесь разум становится уже не способным теоретически познавать мир, а практически обосновывает волю. Воля функционирует как свободная и автономная воля, она ни чем не обусловлена, ни социальными ни биологическими аспектами человеческого существования. Человек представляет собой самоцель и не должен рассматриваться как средство осуществления каких либо задач. Хотя бы это были задачи всеобщего блага. Стремление к счастью-желание выгоды и другие причины, которые побуждают человека поступать нравственно, только деформируют волю. Человек должен поступать нравственно только ради выполнения нравственного закона. В пртивоположном случае его благородные поступки только легальны, но не моральны. Сущность морали должна быть выведена зи понятия нравственного закона. Все в природе дейстувует согласно закону: человек, с одной стороны- часть чувственного мира, где царит необходимость, а с другой стороны-он часть умопостигаемого мира, мира, где он свободен, и его свобода выражается в свободном подчинении нревственному закону, так как только человек можетдействовать в соответствии идеи закона. К. различает идею «субъективного принципа воления», который он называет «максимой», в том числе золооте правило нравственности, и идея «объективного принципа» воления, который он называет законом или императивом. Кант выделяет два вида императивов: 1-гипотетический (условный), 2-категорический(безусловный). Формула категорического императива К.: «поступай только согласно такой максиме руководствуясь клторой ты в тоже время можеш пожелать чтобы она стала всеобщим законом».

В№44

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи”.

Развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит “объективный дух”. Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. В гегелевском понимании нравственности, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы.

Гегель выводит из понятия права основные черты “гражданского общества”, ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.

В№45

Серен Кьеркегор(1813-1855). «Или-или», «Понятие страха», «Страх и трепет».

В основу своей системы Кьеркегор выдвигает принцип «или-или». Отвергает христианскую концепцию добра и зла поскольку она ориентирует человека на выбор между добром и злом. «Мое или-или означает не выбор между добром и злом, но акт выбора». «Суть дела в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывает основания добра. По мнению Кьеркегора философия Гегеля игнорирует существование человека, оно всегда индивидуально - единично.

Человеческое существование делится на 3 уровня: 1-эстетическая ступень, 2-этическая ступень, 3-религиозная.

Эстетический тип людей отличает не сознательное, умственное или душевное развитие человека, а непосредственность. «здоровье - высшее благо. Цель жизни – наслаждение». Символ стадии развития - Дон Жуан.

Этический тип- Сократ. Человек добровольно подчиняется закону, выбирает себя как нравственное существо, живет внутренней жизнью, своим абсолютным выбором или-или. Выбор это проявление внутренней свободы. Для него вся сущность человеческого сознания сконцентрирована в акте выбора, причем неважно, правильный ли выбор сделал человек. Уклонение от выбора исправить нельзя. Этического героя К. сравнивает с трагической личностью, которая выполняет высший долг и опирается на общество. Его одиночество не полное, ему доступно человеческое счастье.

На религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону. Он вступает в прямое общение с личным божеством. Символ описания – Авраам. Его поведение не укладывается ни в какие моральные нормы. Оно носит абсурдный парадоксальный характер, но силой абсурда он преодолевает свои проблемы. По мнению К. нашей эпохе не хватает страсти. Вера - высшая страсть. Страстность - высший критерий истины. Ничто -истина только потому, что человек в это страстно верит, но вера это утрата смысла что бы найти Бога. Бог вытесняет смысл чтобы самому стать смыслом. Утрата Бога – утрата смысла. Поиск утраченного Бога приводит к поиску утраченного смысла. Если для этического Я мерой является сам человек, то для религиозной мерой явл.Бог. Чтобы человек не делал о чем бы он не думал он всегда с богом, Бог всегда с ним. Каждый человек несет в себе отчаянье. Даже у счастливого человека таится перед нечто – смертью, и страх потерять себя.

Отчаяние сознательно. Чем больше сознание, тем больше воли, чем больше воли, тем больше личности, но чем больше личности, чем сильнее воля, тем глубже самосознание и глубже отчаяние.

В№46

Система Шопенгауэра-адаптация системы Канта, только Шопенгауэр отождествляет Кантовскую «вещь в себе» с «волей». Воля-абсолютно свободное хотение не имеющее ни причин ни оснований. Она является неиссякаемым источником всякой жизни, но и источником страдания. Все многообразие мира –обнаружение воли. Воля вечна и проризводит только саму себя, но поскольку эта работа не может быть закончена, то неудовлетворенность и ущербность являются ее естественным состоянием. Абсолютная воля по определению негативна, хотя и свободна и ничем не ограничена. Проявление же индивидуальной воли в неорганическом и органическом мире ограничены, конечны, несвободны и непознаваемы.

Шопенгауэр – пессимист. Он трактует человеческую жизнь как борьбу между состраданием и силами эгоизма и злобы, причем последнее всегда побеждает. Он считает, что большинство людей предпочтет гибель мира собственной смерти. У каждого человека есть установка на использование человека как средство. Культура же выполняет функции обуздания, маскировки злобы человека. Этикетные правила-попытка скрыть под маской зверинный облик, а государство и право-«намордник». Постигая мир как сплошное страдание нравственно ответственный человек не может утверждать эту жизнь постоянной деятельностью. Воля «отворачивается от жизни», но не доходит до самоубийства, т.к. Шопенгауэр считает, что самоубийство не избавляет от страданий, а является утверждением жизни.(Он верил в переселение душ). Т.обр. единственный путь для нравственно ответственного человека-умертвление собственной воли к жизни. Ц№ель человека- как можно ближе подойти к несуществующему. «Нет воли-нет представления, нет мира. Перед нами остается только мечта».

В № 47

Ницше Фридрих (1844-1900).

Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы). Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. Аналогично наука, ценности. Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления.

Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость(в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления

свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

В №48

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений. Неопозитивизм - задача ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологич. и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие матем. логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии разума и веры Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс. Экзистенциализм (ф. существования) - иррационалистич. направление (отрицает как матер. так и идеал.) Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологич. проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия. Свободным может быть верующий. Если ч-к не свободен - он не личность. У ч-ка нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни. Э. - ф. кризиса и на ее базе возн. новые левые - культ насилия. (Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно постигаемая реальность, кот. не равна ни духу, ни материи). Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Критиков. матер-м и рац. идеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц.биолог., историч. школа (Шпенглер, Дильтей). Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества. Ф. трагическая как и Э, она фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века (декаденты, символисты).

В №49

Экзистенциализм - Философия существования. Наиболее крупные представители: К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

“Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

В №50


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: