Возникает законный вопрос: как сложился язык, как люди научились говорить? Следует строго различать 2 самостоятельные и различные проблемы: проблему происхождения языка вообще – как человек научился говорить, выражать свои мысли, и другую проблему – как возникают те или иные отдельные языки (русский, японский, английский). В первом случае исследователь обращается к предыстории, во втором случае приходится иметь дело с историческим возникновением того или иного отдельного языка или группы родственных языков.
Теории: логосическая, доктрина «Общественный договор», ономатопоэтическая, трудовая теория языка.
1) Логосическая теория возникла на ранних этапах цивилизации (существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской). В ряде цивилизаций она является краеугольным камнем религии и богословия. Согласно этой теории, в основе зарождения мира лежит духовное начало. Обозначая его, давали названия бог, логос, слово и др. Слово творило мир из первичного хаоса. Евангелист Иоанн I так определил основы логосической теории: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Помимо божественного происхождения, эта теория объясняет слово и как человеческое явление. Человеку передает бог дар слова. В Библии первочеловек Адам дает имена животным, приводимым ему богом. Человек создает слова, старейшины соглашаются (или нет) признать изобретение.
|
|
Теория обращает главное внимание на постижение человеком божественного вдохновения как конечный критерий знания. А также и на борьбу одного человека с другим по поводу того, насколько точно передан им промысел бога в созданном слове. Здесь источник догматических споров и борьбы религий толков и сект. Естественно, при таком понимании природы слова о разуме человека, доверии к этому разуму нет и речи. В логосической теории слово, будучи созданием человека, господствует над ним. Это господство выражено во всей общественной жизни древности и средневековья.
Именно слово, речь воспринимается как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественным познанием. В наше время эта теория не играет такой большей роли, но поскольку филолог постоянно имеет дело с литературой древности, средневековья, с философией, то чтение древних источников невозможно без знания этой теории происхождения языка.
Рассмотрим: Библейский вариант логосической теории.